Понятие и цели экологического воспитания
В современных условиях, когда масштабы экологических изменений достигли критического уровня, формирование экологического образования в обществе стало социальным заказом государства, который сформулирован во многих нормативных документах, концепции развития образования, концепции экологического образования, концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования.
В современное время среди исследователей нет единого определения экологического воспитания, так ученые трактуют его как:
- психолого-педагогический процесс воздействия на человека с целью формирования у него знаний научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной социальной позиции в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов;
- процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности с целью формирования экологического мировоззрения, подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности;
- процесс формирования моральной ответственности за состояние окружающей среды, осознания постоянной заботы о ней во всех видах индивидуальной и общественной деятельности.
Цели и особенности экологического воспитания
Специфика экологического воспитания заключается в выработке мировоззренческого отношения к комплексной целостной системе «общество-природа», откуда вытекает и комплексный характер собственно экологического воспитания, а также такой его принцип, как принцип материального единства мира, к которому приобщаются принципы комплексности, непрерывности, патриотизма, сочетания личностных и общих интересов.
Оно основывается на усвоении понятий, формировании умений и отношений, необходимых для осознания и оценки уровня добропорядочности в отношении человека к природе, обществу, другим людям, к культуре.
Экологическое воспитание – это особая форма человеческого общения, в процессе которого осуществляется усвоение экологических норм, ценностей, установок, мировоззренческих ориентаций, экологического социокультурного опыта индивидами, которые объективно и субъективно нуждаются в такого рода коммуникации, чтобы войти в мир экологической культуры и осознанно и ответственно решать экологические задачи.
Экологически воспитываясь, человек «вводит» себя в мир экологической культуры человеческого сообщества, проявляя свою экологически ориентированную социальную и духовную сущность.
Морально-экологическое воспитание должно развивать чувство уважения к окружающей среде и всему живому миру, переживание за сохранение его жизненной силы, помогает усвоить моральные правила межчеловеческих отношений и отношений человек-природа.
Методы экологического воспитания
Анализ научной литературы свидетельствует, что в определенной мере уже раскрыты задачи, содержание, формы и методы экологического воспитания, среди которых: экскурсии; экологические занятия; экологические соревнования; коллекционирование; экологические праздники; экологические развлечения; экологические рассказы, экологические тропинки, беседы, научные исследования, опыты, эксперименты, наблюдения, моделирование, метод проектов, игровые технологии, просмотр фильмов, участие в экологических акциях и мероприятиях и др.
Методы и средства экологического воспитания позволяют научить личность воспринимать, оценивать, отбирать эстетические объекты в природе, определять их место и роль в целостном эстетическом поле, что включает в себя искусство, окружающую среду, общественные отношения; позволяют развивать креативность личности и общества, что стимулирует полную, гармоничную и разнообразную физическую и духовную жизнь.
Результаты эколого-эстетического воспитания проявляются в самосовершенствовании человека, социально-экологических преобразованиях общества, совершенствовании внешнего мира и формировании внутреннего мира личности; все это в дальнейшем будет способствовать постепенному глубинном распространению прекрасного в общечеловеческих масштабах.
Относительно задач, стоящих перед системой экологического воспитания, можно сказать, что в общем смысле главным результатом экологического воспитания является экологическая воспитанность личности. При этом выделяются следующие основные показатели экологической воспитанности:
- способность осознавать духовную и материальную ценность природы для всего общества в целом и отдельной личности в частности;
- уровень усвоения ключевых понятий, законов, принципов, научных фактов, которые позволяют определить оптимальный воздействие на окружающую среду в процессе профессиональной деятельности и в повседневной жизни;
- уровень приобретения практических знаний, умений и навыков оценивать влияние хозяйственной деятельности человека;
- умение предвидеть возможные последствия своих действий и предотвратить негативные воздействия на окружающую природную среду во всех видах деятельности;
- потребность в активной практической деятельности по улучшению состояния окружающей среды и пропаганде современных идей охраны окружающей среды;
- умение анализировать экологическую ситуацию; результативность практической экологической деятельности; стремление к профессиональному самосовершенствованию и самопознанию.
Таким образом, перед экологическим воспитанием стоит, прежде всего, задача формирования установок на экологически правильное поведение.
Она, в свою очередь, тесно связана с проблемой воспитания экологических потребностей, поскольку формирование устойчивой установки возможно лишь при наличии той или иной потребности как стимула к действию.
Экологические потребности имеют достаточно сложную иерархическую структуру:
- сохранение окружающей природной среды, всех важнейших компонентов биосферы;
- производство и воспроизводство экологической среды;
- экологизация всех видов человеческой деятельности, включая экологизацию общественного сознания и формирования высокой экологической культуры каждого;
- обеспечение экологической безопасности планеты.