Визуализация
Визуализация – это совокупность приёмов представления некой информации в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.
Современному обществу необходимо постоянное поступление нового объема знаний. Из-за этого появилась необходимость разработки более емких и действенных средств обучения, которая превратилась в одну из важнейших задач.
Значение визуального восприятия людьми и его приспосабливаемость к условиям визуализирующего мира прямо связано с увеличением информационной нагрузки. Технология визуализации учебной информации основана на необходимости подготовки индивида к упрощению и стилизации, а также на главной роли образного восприятия в процессе познания, в связи с тем, что люди мыслят образами, а не словами.
Методом визуальной подачи информации подразумевается, что информация сжимается в начальный образ посредством обобщения, систематизации, выделения информационных и эмоциональных якорей.
Подача учебного материала и его визуализация
Разрабатывая наглядный учебный материал необходимо помнить, что мышление любого человека характеризуется индивидуальными особенностями, которые оказывают воздействие на соотношение различных форм мыслительной деятельности. Также индивидуальными особенностями мышления являются и качества познавательной деятельности – быстрота, широта мысли, самостоятельность, а также продуктивный и гибкий ум, творчество, сообразительность и пр.
Все обозначенные качества индивидуальны и могут изменяться с возрастом и корректироваться на основании желания индивидуума и внешних факторов. Все это должно быть учтено во время разработки визуальных учебных материалов, так как они должны быть понятны широкому кругу людей, не зависимо от их личностны особенностей.
При создании новых учебно-методических материалов следует выделять главное и обобщать информацию, которая должна быть преподнесена. Также необходимо обращать внимание на повторение вербального материала образно и наоборот, чтобы при изучении логическая цепочка полностью восстанавливалась. Визуализация помогает учащимся быстрее знакомиться с изучаемым курсом и избегать монотонности в изучении. Визуализация стимулирует учащихся к овладению всем курсом.
Современные технологии визуализации информации
В связи с развитием компьютерных технологий, презентации могут быть очень разнообразными, интерактивными, содержать виртуальные лабораторные работы, углубляя и изменяя ход учебного процесса с использованием интернета. С применением современных технических средств обучения становится ярким, запоминающимся, интересным для учащихся всех возрастов, формируя эмоционально положительное отношение к предмету. Мультимедийное сопровождение урока может активизировать познавательную деятельности учащихся.
В современном мире набирает известность новая технология обучения посредством игровых форм, нашедшая применение в развитии системы компьютерных игр. Учебный процесс, организованный в формате компьютерной игры, активирует зрительную память. Это способствует полной интеграции учащихся в процесс обучения и знания запоминаются без особых усилий. Именно игра усиливает познавательный интерес, облегчая сложный процесс обучения, создавая условия для формирования творческой личности учеников, а также выводит профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий.
Сегодня разработано много разных методов визаулизации, таких как Интеллект-карта, диаграмма Ишикава, Vee-диаграмма, морфологический ящик Цвикки и пр., применение которых помогает ученикам в процессе самостоятельной работы и организации обучения.
Сегодня самый популярный метод – создание интеллектуальных карт, посредством использования которых могут быть законспектированы материалы, а также подготовлены презентации, устроен мозговой штурм, они могут использоваться во время составления плана для написания рефератов и курсовой работы. Данный метод подходит для запоминания большого объема информации, так как он помогает выстраивать нейронные связи, связывающие изучается данные в единую логическую цепочку, каждым пунктом которой активируется мыслительный процесс.
Также в отдельную категорию можно выделить схему «фишбоун» или диаграмму Ишикава, которая часто используется с целью решения учебных задач во время самостоятельной подготовки. Рассматриваемая графическая техника способствует структурированию процесса, позволяя анализировать причины событий более глубоко, ставить цели и показывать внутренние связи разных частей проблемы. Такой способ позволяет провести более четкий сравнительный анализ или комплексную оценку, в том случае, если рассматриваемые процессы, объекты и явления будут изучаться в качестве составляющих единой проблемы, события, объекта, процесса или явления.
Данными методами активируется творческий потенциал учащихся, они учат анализировать информацию и выделять главное. Они способствуют формированию профессионализма и использования полученных знаний на практике.
На сегодняшний день только идет развитие интереса к исследованиям визуализации знаний, издается множество книг по данной тематике, которыми охватывается как научная сфера, так и психологическая, творческая и пр. Все чаще применяют в образовательном процессе разнообразные дидактические приемы, базирующиеся на визуальном мышлении.
Применение разнообразных слайдов, видео и других учебно-вспомогательных визуальных средств приводит к повышению наглядности на занятиях, идет выстраивание логической цепочки из приобретенных и уже имеющихся знаний, чем увеличивается производительность занятия и позитивно отражается на уровне знаний учеников.
Также визуализация учебной информации способствует решению многих образовательных задач, помогает формировать и развивать критическое и визуальное мышление, зрительное восприятие, повышая визуальную грамотность и визуальную культуру учеников.