Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инфографика на уроках русского языка

Инфографика как инструмент визуализации учебного материала

Развитие информационных технологий повлияло на изменение содержания образования, в котором всю большую роль стал играть визуальный контент. Как отмечают исследователи, визуализация является одним из эффективных приемов представления информации, позволяющим ее лучше запоминать и усваивать. В связи с этим работа с визуальной информацией становится важной составляющей процесса языкового образования и способствует повышению его качества.

Определение 1

Инфографика представляет собой метод визуализации учебного материала.

Инфографика первоначально сформировалась не в педагогике, а в других сферах деятельности: рекламе, маркетинге, менеджменте. Именно в этих сферах возникла потребность найти инструмент для графической подачи сложной информации, облегчающей ее восприятие. Поскольку сходные задачи – рассказать просто о сложном – ставит перед собой и методика преподавания дисциплин, инфографика вскоре стала использоваться в практике обучения как средство визуализации учебного материала.

На уроках русского языка использование инфографики определяется рядом параметров, к которым следует отнести:

  1. Содержание учебного материала, который должен быть представлен в графическом виде.
  2. Тип урока, на котором применяются инструменты визуализации, и его место в системе занятий по теме (разделу).
  3. Виды деятельности учеников, планируемые на уроке, их сочетание и разнообразие.
  4. Техника использования приема инфографики.

Рассмотрим использование приема инфографики на уроках русского языка, выявив его дидактический и методический потенциал.

Применение инфографики на уроках русского языка

Инфографика как средство наглядности может быть использована учителем на любом этапе урока, а также на любой стаи изучения темы: от знакомства с новой информацией до ее повторения и обобщения.

К учебной инфографике на уроках словесности относятся следующие виды работ:

  1. Создание плакатов-иллюстраций к правилам, теоретическому материалу учебника.
  2. Создание схем или алгоритмов, иллюстрирующих содержание учебного материала. Например, схема «Морфологические признаки глагола», алгоритмы «Правописание НЕ с прилагательными», «Выбор Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» и проч.
  3. Использование кругов Эйлера для отображения зависимости между понятиями. Данный вид визуализации материала удобно применять при построении классификаций, например, при изучении типологии сложного предложения.
  4. Создание «ментальных карт», которые представляют собой графическое отображение ментальных схем. Примеры «ментальных карт» в обучении русскому языку: карта «Имя существительное», карта «Орфограммы в корне (в приставке)».
  5. Построение кластерных схем – «пучков» понятий или терминов, связанных с изучаемым разделом. К примеру, в виде кластера можно изобразить сведения о грамматических признаках слова или представить информацию, связанную со способами словообразования в русском языке.
  6. Учебные комиксы – забавные сюжетные картинки, связанные с изучаемым материалом.
«Инфографика на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Существуют и иные виды учебной инфографики на уроках русского языка. Их создание не ограничивается ничем, кроме фантазии учеников и педагога.

Типы учебных заданий, в которые включается работа с инфографикой, разнообразны:

  1. Анализ готовой инфографики, демонстрируемой учителем. Педагог предлагает детям рассмотреть «ментальную карту» или кластер, а затем организует беседу по содержанию учебного материала.
  2. Использование инфографики как опорного конспекта при изучении темы. Педагог договаривается с учениками, что после каждого урока дома они будут иллюстрировать содержание изученного материала любым удобным для них способом, создавая графический «конспект».
  3. Применение инфографики для иллюстрации правил. Например, объяснить правописание наречия «зачем» и сочетания предлога с местоимением «за чем» можно с помощью простого рисунка-иллюстрации. На первом из них, поясняющем написание наречия, изображается котенок, который опрокинул миску с молоком, а рядом с ним хозяйка, спрашивающая: «Зачем ты это сделал?». На втором рисунке – из-за коробки торчат кошачьи уши и хвост, но самого котенка не видно, а надпись такова «За чем спрятался котенок? – За коробкой».
  4. Использование инфографики для обобщения материала по теме. Здесь применяются кластеры, «ментальные карты», «облако слов» и иные приемы визуализации.
  5. Создание проектных работ с применением инфографики. Например, ученики объединяются в группы для создания общего альбома «Нескучный русский», который содержит иллюстрированные правила по теме.

Инфографика на уроках способствует упрощению способа подачи материала, его систематизации и облегчению для запоминания. Иллюстрирование помогает детям проявить свои творческие способности, создает положительный настрой к учению, а также стимулирует зрительную память, являющуюся предпосылкой для успешного формирования орфографической грамотности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot