Образование
Образование – это система воспитания и обучения индивида, а также совокупность всех приобретенных личностью знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций.
Образование представляет собой одно из фундаментальных человеческих прав. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека превращают его в предмет интереса не только индивида, но общества и государства, которые оказывают активное воздействие на образование, поддерживают определенные институты образования и модели учебно-воспитательного процесса.
Развивающаяся личность способна к самостоятельному усвоению опыта, знаний и навыков деятельности, выработанных обществом в процессе эволюционного развития.
Основные идеи образования можно соотнести с исторически и социально варьируемыми личностными идеалами образованного человека. Цель общества и учеников взаимосвязаны: чем менее образованным будет новое поколение, тем более будут расходиться его спонтанные цели и общественные и педагогические. Снятие этого противоречия предполагает сближение и совпадение личностных смыслов деятельности учеников в образовательной деятельности сторон.
Мотивированность учеников проявляется их интересами и склонностями, которые обеспечивают внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Непосредственно образование развивает в человеке обязательную способность к самокритичному мышлению, рефлексии и самокорректировке. Данные процессы необходимы в процессе становления творческих личностных установок, которые движут не только индивидуальным, но и общекультурным развитием.
Самообразование и его соотношение с образованием
Самообразование – это образование, в процессе которого знания, умения и навыки индивид приобретает самостоятельно, без помощи обучающих лиц.
Современная педагогическая наука рассматривает самообразование с двух точек зрения:
- в качестве целенаправленной познавательной деятельности, которая управляется самой личностью;
- в качестве самостоятельного приобретения человеком систематических знаний в какой-то из областей науки, техники, культуры, политики и пр.
В любом из названных подходов основа самообразования – непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Также оно рассматривается в качестве одного из важных средств самовоспитания.
К основным видам самообразования относят общее, специальное и политическое самообразование. Его основная форма – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и прочей литературы. Источник новых знаний – прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации со специалистами, спектакли, кинофильмы, музеи, выставки и различная практическая деятельность. При этом цель самообразования – получить необходимый уровень квалификации или повысить образовательный уровень.
С 20-х годов прошлого века организованная и систематическая работа проводилась преимущественно в сфере политического самообразования. В общем же самообразовании, направляемом политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, реализовывалась широкая программа образования трудящихся до уровня требования неполной средней школы.
В середине 30-х годов из-за значительного развития сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование превратилось в основной способ самостоятельного углубления и расширения знаний, которые были получены в учебных заведениях.
Во времена научно-технической революции, то есть в 50-х годах ХХ века, широкое развитие получила система образования взрослых и повышение квалификации. Данная потребность усиливается развитием средств массовой информации. С одной стороны, их развитие обогащает процесс самообразования, а с другой делает человека причастным к совершающимся в мире событиям и вызывает необходимость разбираться в них.
Началу 21 века характерна гуманистическая коррекция самообразования – направленность на развитие личности, раскрытие человеческих способностей, его творческого потенциала, самовыражение, реализация духовных интересов.
Важная роль в формировании навыков самообразования отведена школе различных уровней, которая рассматривает их в качестве обязательного компонента современного обучения. Часто оно осуществляется в качестве сопутствующего основному обучению, расширяющего, дополняющего, углубляющего изучаемый в учебном заведении материал, но может являться и автономным от обучения в учебном заведении. В любом случае самообразование обогащает учение и находит в нем поддержку, апробируя знания, которые были получены самостоятельно, систематизирует их.
Вместе с этим обучение предоставляет возможность обогащать самообразование коллективным поиском, снимает определенные трудности самостоятельного познания. Развитие в системе обучения и самообразования получает ряд новых стимулов в своем утверждении. При этом навыки самообразования вырабатываются в основном в процессе проведения разных видов самостоятельной работы учеников, которые предусмотрены в учебной программе. Ученики используют справочную литературу, словари, в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретается ряд необходимых для самообразования умений – наблюдения, сравнения и обобщения жизненных явлений.
Навыки самообразования, которые ребенок получает в школе, углубляются и совершенствуются в ходе учебной работы в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Важная роль в этом, кроме самостоятельной работы с учебной и научной литературой, принадлежит семинарским занятиям, научным студенческим обществам и конструкторским бюро, участие в исследовательских работах и пр.
В последние годы самообразование рассматривают в качестве составной части системы непрерывного образования, которое выступает как связующее звено базового образования и периодического повышения квалификации или переподготовки специалистов.