Функциональная роль двигательной активности дошкольника
Физкультура и регулярные занятия ею – залог формирования и поддержания полноценного здоровья. Движения – это жизнь. В этой связи, в современном мире уделяется большое внимание пропаганде здорового образа и жизни, включающего регулярную физическую активность и спортивные занятия.
Здоровье напрямую связано с двигательной активностью ребенка. Здоровый ребенок характеризуется высокой подвижностью. Наличие каких-то отклонений в развитии ребенка, например, нарушении обменных процессов, психических дисфункций, это сказывается и на двигательной активности ребенка: он малоподвижен, не инициативен и т.д.
Развитие двигательной активности детей становится особенно актуальным в современном обществе, поскольку научно-технический прогресс, развитие информационных технологий, появление новых разновидностей игр, особенно, компьютерного типа, вызывают снижение интереса у детей к игровой двигательной деятельности.
В настоящее время, уделяется большое внимание проблеме развития двигательной активности и созданию современных методик обучения, приемов и средств для ее развития и поддержания в условиях семьи и в дошкольном учебном учреждении.
Процессы движения неразрывно связаны с процессами познания. Осуществляя различные движения, ребенок изучает окружающий мир, знакомится с его законами, гармонично развивается.
Двигательная активность оказывает влияние на развитие ребенка по следующим направлениям:
- Становление и развитие пространственных и временных отношений ребенка.
- Исследование структуры и свойств различных материалов.
- Понимание о значение и функциях конкретных предметов и объектов окружающей действительности.
- Развитие речевых навыков, их совершенствование и расширение словарного запаса ребенка.
- Развитие основных психических процессов – мыслительных, воображения, памяти, концентрация внимания.
- Знакомство с математическими понятиями и формирование представлений о них.
- Воспитание духовно-нравственных качеств личности.
- Формирование чувственной стороны личности, ее эмоциональной сферы.
- Формирование и развитие эстетических свойств личности и этических норм.
Благодаря развитию двигательной активности упрощается социальная адаптация ребенка. Активный, инициативный, подвижный ребенок гораздо проще находит способы установления коммуникативных связей, легко устанавливает товарищеские и дружеские отношения.
Двигательная активность необходима также для развития моторики ребенка и повышения уровня его работоспособности. Развитие движений благотворно сказывается на развитие основных физических свойств личности ребенка – гибкости, ловкости, быстроты, пространственной ориентации, выносливости, выдержке.
Чтобы воспитать здорового и гармонично развитого ребенка необходимо целенаправленно развивать его двигательные свойства. Положительная динамика развития дошкольников, занимающихся двигательной активностью, спортом подтверждается научными исследования. Они свидетельствуют о развитии мышц рук, их силе, формировании оптимальной массы тела и крепости его структуры, рациональных параметров окружности грудной клетки, что в итоге положительно сказывается на функционировании дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, давления и кроветворной функции.
Развитие двигательной активности положительно воздействует на развитие интеллектуальных процессов. Дети дошкольного возраста начинают мыслить более конструктивно, лучше осваивают новые понятия, причем делают это осознанно, речь становится более многообразной и правильной. Кроме того, двигательная активность выступает необходимой потребностью ребенка дошкольного возраста, поскольку его организм наделен огромными энергетическими запасами, требующими выброса наружу.
Организация спортивных занятий для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста
Спортивное детское занятие относится к ведущим способам организации обучения детей двигательным навыкам. Такие занятия проходят в конкретно разработанной последовательности, носят системный характер и конструируются в зависимости от возрастных особенностей детского развития.
Помимо двигательных навыков, на таких занятиях развиваются основные физические свойства ребенка.
Чтобы спортивные занятия приносили должный эффект, требуется их регулярный характер. Как правило, необходимо выполнять физические упражнения не менее трех раз в неделю, продолжительностью не менее сорока минут.
Оптимальная организация спортивного занятия проходит, посредством применения четырех основных способов:
- Фронтальный способ организации – выполнение всеми детьми одного и того же упражнения, продемонстрированного педагогом или тренером. В этом способе упор делается на одновременную двигательную активность детей. Они могут выполнять и разные движения, в зависимости от своих способностей, главное, чтобы физическая активность имела одновременный характер. Этот способ положительно сказывается построении взаимодействующих отношений между воспитателем и детьми. Его работа, также, упрощается, поскольку он контролирует всю группу, находящуюся у него на виду. Кроме того, такие упражнения способствуют развитию двигательных навыков и физических качеств, за счет повышения физической нагрузки, а также развитию коллективного взаимодействия. Однако, исключается возможность применения индивидуального подхода к каждому ребенку.
- Групповой способ организации – разделение детского коллектива на несколько подгрупп, каждая из которых выполняет отдельное физическое задание. Затем производится смена мест, чтобы все упражнения и задания были выполнены на занятиями каждым ребенком. Это развивает навыки самостоятельного выполнения упражнений, а также организаторские способности. При этом способе воспитатель не может в полной мере контролировать выполнение упражнений всеми детьми, исправлять их ошибки.
- Индивидуальный способ организации – выполнение физических упражнений каждым ребенком по очереди. Так, воспитатель может проконтролировать выполнение упражнения и его правильность каждым ребенком. Плюс, что еще и другие дети наблюдают за выполнением упражнения, знакомятся с его правильностью и ошибками.
- Поточный способ организации – выполнение упражнений происходит отдельно каждым ребенком. Они выстраиваются и выполняют упражнения друг за другом. Это повышает моторную плотность занятия, с условием проведения упражнения без временных промежутков. Повышается заинтересованность ребенком занятием и растет физическая нагрузка.