«Эмиль» - это сборник размышлений Жана Жака Руссо о воспитании и его важности в жизнедеятельности любого человека и становлении его личности.
Данный роман, по сути, является трактатом ученого о воспитании подрастающего поколения. В нем содержатся педагогические воззрения автора и его взгляды на воспитание.
Теория воспитания, представленная в романе «Эмиль» Ж. - Ж. Руссо
В романе «Эмиль» представлены размышления Руссо о воспитании подрастающего поколения. По сути, данные размышления представлены в виде описания жизни главного героя – Эмиля, и его образовательной деятельности, рассказа об учителях, которые обучают мальчика и усилиях, которые они применяют, чтобы создать полноценного гражданина. При этом, учителя занимаются воспитанием и обучением ребенка-сироты, т.е. становятся его настоящими родителями и берут на себя всю ответственность за его развитие.
В романе Руссо представлена теория воспитания, суть которой можно отразить следующими положениями:
- Воспитательный процесс обусловлен окружающей действительностью – природой, социальным миром – людьми и его предметным устройством. Природа ориентирована на естественное воспитание человека: она активизирует его внутренние задатки. Социальный мир направляет внутреннее развитие личности и помогает в его применении, а предметы оказывают воздействие на личность и формируют ее опыт деятельности;
- Воспитатель и его деятельность ориентированы на обучение подрастающего поколения и создание условий для его нормальной жизнедеятельности;
- Воспитание нацелено на создание человека, наделенного собственным мировоззрением, самостоятельностью и ответственностью;
- Воспитание нацелено на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Руссо отмечает, что воспитание должно быть поэтапным и соответствовать психическому развитию ребенка: до двух лет – физическое воспитание, ориентированное на полноценное физическое развитие ребенка; от двух до двенадцати лет – воспитание, основанное на естественных последствиях. Ребенку дается полная свобода действий, но и формируются наказания и ответственность за нее: разбил чашку – пить не с чего – лишаешься питья, сломал стул- стоишь и т.д. Важно, демонстрировать ребенку данной возрастной группы личный пример поведения. Обучение в этом возрасте исключается; отроческое воспитание – от двенадцати до пятнадцати лет. Оно основывается на чувственном познании мира, трудовом и интеллектуальном развитии ребенка. Познание основывается на самостоятельном исследовании. Социальные отношения не познаются в полной мере, поскольку, нравственные понятия не являются сформированными; юношеское воспитание – с пятнадцати до восемнадцати лет. Оно связано с социализацией личности ребенка, его вступлением в социальную жизнедеятельность. В этот период особое значение придается нравственному воспитанию ребенка;
- Разность воспитательного процесса по отношению к мальчикам и девочкам. Мальчики воспитываются как самостоятельные, свободомыслящие личности, а девочки лишаются собственных суждений и свободы воли, поскольку подчиняют свою жизнь воле мужчины. Женщина зависит от мужчины и не способна жить и мыслить без него. При этом, интеллектуального развития ей не требуется;
- На каждом возрастном этапе развития ребенка выбираются определенные методы и формы организации воспитания; Воспитание является комплексным процессом и требует активной воспитательной работы педагога.
Сущность концепции воспитания, представленной в романе «Эмиль»
Процесс воспитания, отраженный в романе Ж.Ж. Руссо, можно представить в виде трех аспектов деятельности:
- Саморазвитие.
- Содействие.
- Руководство.
Предполагается, что процесс воспитания является социальным т.е. он полностью зависит от социальной деятельности, условий жизни и, оказываемого воспитательного воздействия.
В основе воспитания лежит внутренняя природа ребенка, которая ориентирует его на определенное саморазвитие. Благодаря содействию этого развития со стороны социальной сферы и ее процессов, также правильно организованному руководству, ребенок развивается в естественном ритме, отражая свою внутреннюю природу.
В процессе воспитания должны быть созданы все необходимые условия, помогающие ребенку развиваться, способствующие раскрытию природного потенциала.
В процессе воспитания, педагог должен создавать ситуации, позволяющие воспитаннику ощутить последствия своих действий, которые отражают зависимость ребенка и его развития от предметного мира и педагога.
Именно воспитатель способствует разностороннему развитию личности ребенка и проявлению его самодеятельности.
Идеи Ж.Ж. Руссо никогда не были полноценно реализованы в педагогической практике. Их восприятие другими учеными, также, было двояким: с одной стороны, отвергалось достоинство его взглядов, а с другой стороны они привлекали верой Руссо в природу ребенка и его задатки, а также свободу воли.
Отрицательные аспекты теории воспитания Руссо, непринятые обществом
Следует отметить, что педагогические взгляды Руссо нашли свое отражение, даже в современных педагогических теориях. Однако, многие его воззрения, так и небыли приняты.
По сути, в своем трактате, Руссо говорит об иллюзорной свободе своего воспитанника. Она имеет только внешнее проявление. Ребенку не дается полноценная свобода воли и действий.
Нравственное воспитание, реализуемой в воспитательной системе автора, имеет слишком поздний характер. Если не развивать нравственные качества и ориентиры деятельности с детского возраста, то их эффективное развитие в юности – невозможно.
Кроме того, свобода ребенка ограничивается, и даже полностью подавляется воспитателем – от него он полностью зависит, как зависит и его развитие. Теоретически взаимодействие педагога и ребенка основывается на добровольных началах, но не факт, что в действительности педагог выстраивает воспитательный процесс в соответствии с естественным развитие ребенка.
Что касается педагогических идей Руссо, затрагивающих женское воспитание, то они являются всецело основанными на предрассудках и не имеют актуальности, практически ни на одной стадии развития общества.