Сущность дошкольного образования
Дошкольный возраст – это период развития ребенка в диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках принято выделять три периода:
- младший дошкольник – 3-4 года;
- средний дошкольник – 4-5 лет;
- старший дошкольник – 5-7 лет.
Дошкольное образование является фундаментом всей системы образования, так как именно в этот период идет закладка основ личности, определяющих характер будущего развития ребенка. В дошкольном возрасте должны быть созданы условия для максимального комфортного раскрытия его индивидуального возрастного потенциала. А для этого должны быть созданы условия для развития функционально грамотной личности, то есть человека, который может решить любую жизненную задачу, использовав для этого приобретенные на протяжении всей свой жизни знания, умения и навыки.
Ребенку должно быть предоставлено право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть собственный потенциал и поверить в себя, научиться быть успешным в выполняемой деятельности. Все это облегчает ребенку переход из детского сада в школу, сохраняет и развивает интерес к познанию в рамках обучения в школе.
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе, так же, как эмоциональная и психологическая готовность, неоходима для успешной учебы в школе, успешного взаимодействия с одноклассниками и взрослыми. Для этого в стенах ДОУ необходимо реализовывать программу по подготовке воспитанников к школе. Создание подобной программы обусловлено социальным запросом родителей и школы.
Подготовка детей к школе
Программа подготовки детей к школе отличается тем, что основная ее задача – формировать потребность ребенка в познании, что представляет необходимое условие полноценного развития ребенка и играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Включение в программу игр, направленных на укрепление психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направлены на развитие интеллекта и не используются в основных образовательных программах, что также может считаться отличительной чертой программы по подготовке к школе. Цель такой программы – развить познавательные способности детей, интеллект, творчество в решении поставленных задач, развить речевую деятельность.
Цель всей системы дошкольного образования – создать условия, в которых будет максимально раскрываться индивидуальный возрастной потенциал каждого ребенка. Должны быть созданы условия для развития функционально грамотной личности, то есть человека, который может решить любую жизненную задачу, или проблему, с использованием для этого приобретаемых на протяжении всей жизни знаний, умений и навыков и при этом оставаясь человеком.
В системе дошкольного образования на протяжении долгого времени ребенка рассматривали в качестве носителя набора знаний, умений и навыков. И педагоги и воспитатели должны перестроить собственный образ мышления, так как они часто не понимают, что дошкольное образование, в первую очередь, представляет сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.
Дошкольное образование – начальное звено системы непрерывного образования, обеспечивающее формирование здоровой и развитой детской личности, пробуждающее тягу к учению, подготавливающее к систематическому обучению. Дошкольное образование осуществляется в дошкольных учреждения и семье, до достижения ребенком возраста 6-7 лет.
Основным направлением дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой и свободной личности, которая желает учиться.
В условиях детских садов имеет смысл использование ИКТ в разных видах образовательной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе ДОУ – актуальная тенденция современной системы образования. Это связано с тем, что использование ИКТ на занятии способствует экономии времени на занятии, позволяя ребенку работать в индивидуальном темпе, а педагогу дает возможность работать дифференцировано и индивидуально, с возможностью оперативного контроля и оценки результатов обучения.
Обычно информационные технологии рассматриваются с трех точек зрения, а именно, в качестве:
- предмета изучения;
- средства обучения;
- инструмента автоматизации учебной деятельности.
Использование ИКТ на занятии открывает для педагога массу возможностей: компьютер перенимает на себя функцию контроля знаний, помогая экономить время на занятии, богато иллюстрирует материал, трудные для понимания и запоминания моменты демонстрирует в динамике, помогает повторить те моменты, которые взвали затруднения, дифференцирует урок в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников.
ИКТ может применяться следующими путями:
- в подготовке раздаточного материала;
- как мультимедийное сопровождение непосредственно образовательной деятельности;
- компьютерное тестирование и пр.
Психологами отмечено, что современные дети воспринимают информацию с экраном компьютеров и мониторов существенно лучше, по сравнению с печатной книжной информацией. В связи с этим в процессе обучения отмечается повышение интереса воспитанников к занятиям, на которых используют ИКТ.
При организации непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ, необходимо учитывать уровень подготовленности группы, методическую цель занятия, готовность детей к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, регламентирующие возможность использования компьютера в учебном процессе, учитывая возрастные особенности учащихся.
Дошкольное образование, в качестве составной части общего образования, играет важную роль, так как именно в этот период идет выявление качеств и особенностей детей, обеспечиваются условия их развития, и осуществляется широкомасштабная программа подготовки ребенка к школьному обучению.
К тому же, период дошкольного детства – важный этап воспитания личности. Именно в этот период идет закладка моральных основ поведения, культурных ценностей, привитие семейных традиций, именно на все это будет наслаиваться дальнейшее воспитание в школе, формируя полноценную личность взрослого человека.