Дошкольное образование – это воспитание и обучение, которое дети дошкольного возраста получают в специально организованных для этого дошкольных образовательных учреждениях и в семье, направленные на осуществление первичной социализации личности ребенка, обеспечение нравственного, физического и психического здоровья, всестороннего и своевременного развития, приобретения жизненного опыта, формирование необходимых умений и навыков в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также осуществление подготовки к последующему обучению в школе.
Структура дошкольного образования в США
Богатая история становления системы дошкольного образования в США имеет несколько отличительных особенностей, одой из которых является то, что каждый родитель самостоятельно принимает решение о том, будет его ребенок посещать детский сад или нет. Основная задача родителей детей дошкольного возраста, воспитать у детей такие качества как дисциплинированность, порядочность и навык выполнения обязанностей. Данные качества представляют собой основу будущего успешного обучения в школе.
Несмотря на то, что дошкольное образование не является обязательным, к нему проявляют пристальное внимание:
- государство;
- родители детей дошкольного возраста;
- религиозные общины;
- национальные диаспоры;
- общественные организации.
Основными формами дошкольного образования в США являются:
- Государственная система дошкольного образования.
- Частная система дошкольного образования.
Необходимо отметить, что в основном в США преобладают частные дошкольные учреждения, и лишь некоторые штаты открывают государственные предшкольные классы.
Дошкольные учреждения и виды обучающих программ
Первый детский сад в Америке был открыт в 1855 году, силами немецких эмигрантов. В данном детском саду детей воспитывали по системе Фребеля, предусматривающей развитие у каждого воспитанника его природных способностей.
В начале ХХ века в США уже существовала целая система общественных детских садов. К этому времени, американские педагоги уже повсеместно отказались от системы воспитания Фребеля и активно занимались развитием собственных актуальных направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Детские сады США, в зависимости от цели, принято подразделять на несколько типов:
- ясли;
- детский сад;
- центр дошкольных программ;
- дневной центр по присмотру за детьми.
Особой популярностью в США пользуются Центры дошкольных программ, которые осуществляют деятельность по подготовке детей 3-5 лет к школьному обучению. Помимо того, что детей учат грамоте, счету, письму, их учат успешно социализироваться в обществе, а в особенности уметь интегрироваться в коллективе сверстников. После окончания такого Центра, каждый его выпускник получает соответствующий сертификат с результатами, а родителям выдаются рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению ребенка. В некоторых штатах США такие сертификаты имеют большое значение, так на их основании дети поступают в начальную школу.
Характеристика основных ступеней дошкольного образования в США:
- Ясли – организованы для детей от 3-х лет. Основная задача яслей оказать ребенку помощь в познании окружающего мира. Посещая ясли, дети учатся не только взаимодействовать со сверстниками, но толерантно относиться к людям другой национальности, а также овладевают навыками самостоятельности и самообслуживания.
- Детский сад – направлен на осуществление подготовки детей к школьному обучению. Посещать детский сад могут дети с 3-х до 6-ти лет. Детские группы включают в себя не более 15-ти детей, воспитательно-образовательный процесс осуществляется на протяжении всего учебного года. Помимо воспитателя с детьми занимаются логопеды и психологи, их деятельность направлена на развитие у детей коллективных, коммуникативных и ролевых навыков.
Все дошкольные учреждения США, вне зависимости от типа, имеют прекрасное оборудование, а также укомплектованы высококвалифицированными педагогическими кадрами.
Виды обучающих программ, реализуемых в дошкольных учреждениях США
Дошкольные образовательные организации США направлены на:
- Развитие природных способностей детей дошкольного возраста, привитие трудовых навыков.
- Физическое и умственное развитие.
- Гармоничное психоэмоциональное развитие.
- Формирование социальных навыков, необходимых для успешной адаптации в условиях современного общества.
Такой комплексный подход способствует воспитанию устойчивого интереса к систематическому получению знаний, умений и навыков.
Основным методом обучения и воспитания в дошкольных учреждениях США является игра, которая постепенно гармонично переходит в учебные действия, направленные на постижение новых знаний и умений, а также облегчению адаптации к школьному обучению.
Основные виды обучающих программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях США:
Образовательные программы, направленные на снижение стрессовых факторов, оказывающих негативное влияние на развитие ребенка дошкольного возраста.
Программы, направленные на целостное и комплексное развитие детей дошкольного возраста. Данные программы включают в себя основные развивающие занятия и в меньшей степени занятия по овладению детьми различными умениями и навыками.
Комплексные обучающие программы, по которым воспитательно-образовательная работа ведется по следующим направлениям:
- прослушивание разнообразных художественных произведений;
- занятия физическими упражнениями;
- занятия по пению, рисованию и изготовлению поделок;
- групповые игры.
Программы, в которых основной упор делается на овладение детьми навыками письма и устной речи.
Особенности воспитания американских детей:
- С детьми, вне зависимости от возраста принято общаться как со взрослыми. В каждом ребенке видят личность и уважают ее.
- Ни в коем случае не допускается «приказной тон», необходимо разъяснять и направлять.
- Направленность на усвоение семейных ценностей, в США принято, чтобы ребенок повсюду сопровождал своих родителей (в церковь, театр, ресторан и т. д.).