Дошкольное образование – это первая ступень образовательного процесса системы непрерывного образования, основанная на воспитании социально активной личности, формировании ее основных личностных качеств.
образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Дошкольное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дошкольное образование опирается на принцип важности и значимости детства, его ценности в общем полноценном развитии ребенка.
Механизм реализации дошкольного образования
На современном этапе развития общества и государства система дошкольного образования функционирует на основании специально разработанного перечня стандартов, определяющих основы реализации дошкольного обучения в различных заведениях, требования к его организации и компетентностям детей, формируемых по завершению освоения детьми общеобразовательной программы на конкретном этапе дошкольного обучения.
Механизм реализации дошкольного образования можно представить в виде следующих положений:
- Вариативность образовательных программ. Каждое дошкольное образовательное заведение вправе разработать собственную программу обучения дошкольников, отвечающую требованиям ФГОС ДО и принятой общеобразовательной программе дошкольного образования Минобрнауки на текущий учебный год.
- Опора на игровую деятельность дошкольника. Игра лежит в основе развития дошкольника, поэтому, обучение дошкольников, их физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, эстетическое развитие реализуется в игровой форме.
- Ориентация на обогащение общества по следующим направлениям: расширение интеллектуального, нравственного, культурного потенциала обществ и отдельной личности.
- Гибкость и вариативность форм, методов и средств реализации образовательной программы.
- Гуманистическая направленность непрерывного дошкольного образования. Оно связано с формированием у каждой личности, ее принятием общечеловеческих ценностей, культурных основ существования, идеалов.
- Ориентация на всестороннее развитие личности дошкольника.
- Создание безопасных условий обучения и воспитания подрастающего поколения. Образовательный процесс должен обеспечивать сохранность здоровья педагогов и детей и полноценное развитие всех субъектов образовательной деятельности. Необходимо соблюдение санитарных и гигиенических норм при организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ, а также создание комфортной психологической микросреды.
- Многофункциональность, разновидность дошкольных образовательных организаций.
- Соблюдение прав и свобод всех участников образовательного процесса ДОУ.
- Общедоступность дошкольного обучения и воспитания.
- Развитие инклюзивного и интегрированного образования дошкольников. Предполагается наличие сети специальных дошкольных образовательных организаций, а также системы интегрированного дошкольного образования.
- Опора на инновационные технологии и методики организации образовательной работы в дошкольных образовательных организациях. Идет опора на передовой педагогический опыт и внедряются инновационные технологии реализации образовательной деятельности.
- Обеспечение преемственности дошкольного образования. Означает преемственность в программах дошкольного и начального школьного обучения, подготовку дошкольников к школе.
Структура системы дошкольного образования
Дошкольное образование состоит из совокупности следующих компонентов:
- ФГОС и общеобразовательная программа. Сюда входят требования по осуществлению дошкольного образования и реализации образовательной программы. Данные требования именуются федеральными государственными стандартами, выступающими нормативной основой современной образовательной деятельности на всех уровнях. ФГОС выдвигает требования к итогам освоения образовательной программы ДО, к ее структуре и условиям осуществления образовательной деятельности в различных образовательных заведениях.
- Совокупность дошкольных образовательных организаций (ДОО). Они принимают образовательную программу, соответствующую требованиям ФГОС и осуществляют образовательную деятельность в области дошкольного обучения и воспитания, ориентированную на достижение целей и задач дошкольного образования.
- Органы управления системой дошкольного образования. Сюда входят органы государственной власти и местного самоуправления, реализующие деятельность по управлению системой дошкольного образования: Минобрнауки РФ, его органы управления в субъектах, консультативные и совещательных центры.
- Учреждения, уполномоченные заниматься сопровождением и обеспечением образовательной деятельности ДОО, проводить оценку ее качества. Они оценивают качество работы ДОО и реализации ею образовательной программы.
- Совокупность общественных организаций и объединений, реализующих деятельность в системе дошкольного образования. Сюда входят социальные службы, волонтерские объединения, санитарно-эпидемиологическая служба и др.
Рисунок 2. Система дошкольного образования в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основы развития современной системы дошкольного образования
Эффективность функционирования дошкольного образования зависит от выполнения ею социального заказа, т.е. ее деятельность должна отвечать потребностям современной социокультурной среды.
На современном этапе развития общества, основными направлениями развития системы дошкольного образования выступают следующие:
- Применение нового содержание и инновационных образовательных технологий в образовательном процессе ДОУ.
- Создание условий для предоставления равных стартовых условий поступления дошкольника в школу.
- Опережающее развитие ДОУ, ориентированное на выполнение социального заказа.
- Вариативность, доступность и открытость образовательной дошкольной организации и ее ориентация на современное развитие общества.
- Гуманизация образовательного процесса в ДОО.
- Повышение качества педагогического образования, в частности специалистов дошкольного образования.
- Расширение методической базы деятельности воспитателей ДОУ, основанной на учете возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников разных возрастных групп и формировании навыков адаптации и быстрого реагирования на постоянно меняющиеся условия социальной среды и ее потребности.