Понятие и сущность дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика – одна из ведущих педагогических наук, основной задачей которой является раскрытие возрастных аспектов воспитания детей в период от их рождения до поступления в школу.
Задачи дошкольной педагогики:
- Разработка методов, средств и форм воспитательного процесса в ДОО, с учетом последних достижений в области педагогики и смежных с ней наук.
- Изучение, анализ, систематизация и описание передового педагогического опыта в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Разработка эффективных методов и средств сотрудничества ДОО и семьи воспитанника, по вопросам воспитания и обучения детей.
- Определение путей и форм взаимодействия, а также преемственности между ДОО и школой.
Дошкольная педагогика, как наука имеет ряд характерных признаков:
- Предмет исследования – закономерности воспитания и развития личности ребенка дошкольного и раннего возраста, в рамках детского дошкольного учреждения и семьи.
- Объект исследования – ребенок, детский коллектив.
- Специфические законы и закономерности, которые выражены в теории.
- Специфическое содержание.
- Категориальный аппарат – обучение, воспитание, развитие и формирование личности.
История дошкольной педагогики имеет многолетнюю историю своего становления и развития. На сегодняшний день дошкольная педагогика является самостоятельной наукой, имеющей:
- научный аппарат (предмет, объект, задачи);
- определенное место в системе педагогических наук и человекознания;
- большое количество разработанных и изученных проблем, имеющих прикладной и фундаментальный характер.
Также проведены многочисленные экспериментальные исследования по проблемам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Таким образом, дошкольная педагогика, как наука имеет особое содержание, которое объясняется своеобразием развития детей дошкольного возраста.
Современные проблемы дошкольной педагогики как науки
Несмотря на то, что дошкольная педагогика является самостоятельной наукой, в настоящее время существуют актуальные проблемы, которые обусловлены:
- Современными процессами, которые происходят в обществе и в государстве в целом (социальные, политические, нормативно-правовые, экономические и т.п.). Современные условия жизни, а также требования к личности со стороны общества, значительно повлияли на систему дошкольного образования.
- Естественное движение и развитие дошкольной педагогики, что требует от нее разработки новых концепций, технологий, теорий и методик по работе с детьми дошкольного возраста.
Наиболее значимые и важные направления исследований дошкольной педагогики являются исследования по проблемам:
- Разработка и создание современных теоретических подходов к воспитательно-образовательному процессу в рамках ДОО.
- Разработка и внедрение педагогических условий, которые позволяют максимально учитывать возможности и потребности детей раннего и дошкольного возраста.
- Определение методических и теоретических подходов к организации и реализации личностно-ориентированной модели процесса воспитания и образования. Выделение базовых оснований, которые позволяют разработать личностный подход к каждому воспитаннику с учетом его индивидуальности.
- Разработка инновационного подхода (теории и практики) в области дошкольного образования.
- Определение эффективных источников развития ребенка в рамках семейного воспитания.
- Разработка преемственности между ДОО и школой. Осуществление подготовки к обучению в школе, в естественной и непринужденной форме, с предоставление детям возможности развития своих познавательных способностей.
- Осуществление анализа различных видов детской деятельности для последующей разработки и организации эффективного воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Оптимальное сочетание видов деятельности, на основании проведенных исследований, в реализуемом педагогическом процессе.
- Изучение и исследование различных проблем, связанных с организацией педагогического процесса, профессиональной подготовки педагогов и т.п.
Тенденции и перспективы развития дошкольной педагогики
Современные тенденции развития дошкольной педагогики во многом связаны с требованиями со стороны общества к подготовке подрастающего поколения. На сегодняшний день изменение парадигмы современного дошкольного образования привело к тому, что изменилось отношение к процессу воспитания в целом.
Основной целью современной системы воспитания детей дошкольного возраста является подготовка психически устойчивого, самостоятельного, разностороннее развитого и социализированного члена общества.
Соответственно, изменяются и требования к воспитательно-образовательному процессу. На сегодняшний день главная задача педагогов ДОО заключается в создании полноценного, интеллектуально насыщенного и безопасного пространства для развития и воспитания ребенка.
Исходя из этого, основные направления развития дошкольной педагогики заключаются в следующем:
- Сохранение и развитие сети ДОО всех видов и форм (государственные, частные, коррекционные и т.д.).
- Разработка и создание правовых гарантий для полноценного функционирования системы ДОО.
- Создание необходимых условий для реализации и защиты прав ребенка на свободное и гарантированное получение дошкольного образования (правовых, организационных, финансовых и т.п. условий).
- Обеспечение необходимой поддержки для семей с детьми, а также многодетных семей, малообеспеченных, семей, имеющих ребенка-инвалида и т.д.
- Соблюдение прав, выполнение обязанностей и ответственности государственными органами в области дошкольного образования, на всех уровнях власти (региональном, муниципальном, федеральном и т.д.).