Дошкольная педагогика – наука, которая занимается изучением закономерностей воспитания, развития и обучения детей с момента рождения и до поступления в школу.
Дошкольная педагогика как самостоятельная наука
Дошкольная педагогика является самостоятельной наукой, в связи с чем, она имеет определенные задачи, предмет, объект и методы, что отличает ее от иных наук.
Задачи дошкольной педагогики:
- Разработка методов и средства воспитания детей дошкольного возраста в рамках ДОО и семьи, отвечающих современным требованиям и заказу общества.
- Разработка методов и средств по работе с семьями воспитанников.
- Сохранение преемственности в воспитании и обучении между ДОО и школой.
- Соблюдение права каждого ребенка на гарантированное получение дошкольного образования.
Предметом дошкольной педагогики выступают вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Объектом дошкольной педагогики является ребенок в возрасте от рождения до поступления в школу.
Методы воспитания – это система взаимосвязанных и последовательных способов работы воспитателя и воспитанников, направленных на достижение цели воспитательного процесса.
Методы дошкольной педагогики: наблюдение, педагогические ситуации, эксперимент, беседа, опрос, анкетировании и тестирование.
Функции дошкольной педагогики как науки:
- Описательная. Данная функция предусматривает осуществление эмпирических исследований для накопления и пополнения знаний, фактов и явлений в области воспитания детей дошкольного возраста.
- Объяснительная. Раскрывает сущности различных педагогических явлений, а именно их структуру, происхождение, закономерности существования и развития.
- Проективно-конструктивная. Проявляется в разработке различных педагогических проектов, программ и т.д., направленных на воспитание детей дошкольного возраста, а также на осуществление педагогического взаимодействия с семьями воспитанников, в рамках воспитательного процесса.
- Прогностическая. Осуществляет прогнозирование развития педагогических систем, на основании познания закономерностей воспитания детей дошкольного возраста.
- Мировоззренческая. Предусматривает активное формирование и развитие педагогического сознания в современном обществе.
Дошкольная педагогика выполняет немаловажную роль по обеспечению единства используемых методов и средств воспитания детей в ДОО и семье, а также обеспечивает преемственность между ДОО и школой. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.
Таким образом, дошкольная педагогика, является самостоятельной наукой, имеющей свои особенные черты, отличающие ее от иных наук. Выделение дошкольной педагогики в отдельную науку обусловлено особенностями развития детей дошкольного возраста.
Связь дошкольной педагогики с другими науками
В процессе своего становления и развития дошкольная педагогика находилась во взаимосвязи со многими науками. Основной наукой, оказавшей влияние на возникновение педагогики, в том числе и дошкольной, является философия.
Философия является фундаментом педагогики, так как именно философы впервые задались вопросом воспитания и обучения подрастающего поколения. На протяжении долгого времени педагогика была отраслью философии, и только в 17 веке Я. А. Коменский выделил ее в отдельную, самостоятельную науку.
Процесс воспитания детей дошкольного возраста предусматривает воспитание нравственных качеств и компетенций, в связи с чем, дошкольная педагогика находится во взаимосвязи с такими науками как этика и эстетика.
Помимо этого, дошкольная педагогика опирается на знания, которые содержаться в таких науках как математика, история, экология и т.д. Все эти науки «делятся» знаниями и открытиями с дошкольной педагогикой и способствуют насыщению воспитательно-образовательного процесса актуальной и современной информацией.
Для того, чтобы лучше разбираться в биологической и социальной сущности ребенка, дошкольная педагогика опирается на анатомию и физиологию. Для дошкольной педагогики наибольшее значение, в изучении вопросов воспитания и обучения, имеет возрастная физиология. Благодаря возрастной физиологии раскрываются основные принципы становления и развития организма ребенка. Невозможно без этих знаний организовать и реализовать эффективный воспитательно-образовательный процесс и иные воспитательные мероприятия с детьми дошкольного возраста.
На сегодняшний день наиболее тесная связь дошкольной педагогики прослеживается с психологией, а именно, с возрастной психологией. Возрастная психология исследует закономерности протекания развития психических процессов у ребенка, помогая дошкольной педагогике ориентироваться в возможностях и потребностях детей, а также их восприимчивости к различного рода воздействиям.
Взаимосвязь с социальной психологией обусловлена тем, что ребенок является социальной личностью, то есть его развитие и воспитание должно осуществляться в рамках социума. Только в этом случае можно воспитать полноценную личность, способную жить и работать в обществе.
Интеграция психологических и педагогических наук способствовала возникновению таких пограничных отраслей как:
- педагогическая психология: занимается изучением особенностей протекания психологических процессов у детей во время воспитания;
- психопедагогика: изучает психологические закономерности воспитательного воздействия на формирование личности ребенка;
Процесс воспитания должен быть направлен на всех детей без исключения, в том числе и на детей с нарушениями. Именно поэтому дошкольная педагогика находится во взаимосвязи с коррекционной педагогикой, которая занимается развитием детей с различными видами нарушениями. Через коррекционную педагогику, дошкольная педагогика связана с блоком таких медицинских наук как терапия, психиатрия, психогигиена и т.д.
Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.