Понятие «творчество» и его значение в педагогическом процессе
Творчество – это деятельность, направленная на создание нового продукта в различных сферах, которого ранее не существовало.
Творчество рассматривается, как философский и, как психологический процесс. С философской точки зрения, понятие творчества рассматривается, как конкретный волевой акт, приводящий к развитию бытия из небытия. Это предполагает постановку акцента на формировании волевых качеств личности при творческом развитии. Человек творит путем создания истории.
Что касается психологического понимания творческого процесса, то творчество выступает механизмом, посредством которого осуществляется реализация субъективного акта индивида.
Творческие процессы развиваются и реализуются в определенных социально-экономических условиях, которые оказывают значимое воздействие на формирование и развитие творчества.
Педагогический процесс на современном этапе развития образовательной системы рассматривается, как один из составных элементов творческого процесса. Педагог выполняет роль творца, обладающего творческим потенциалом, который складывается на основе приобретенного социального опыта, профессиональных навыков, научных знаний в области педагогики, навыков разработки и применения новых идей, решения нестандартных педагогических задач. Творческое воображение позволяет педагогу отыскать новые подходы в обучении и воспитании, разработать оригинальные методики воспитательного воздействия.
Процесс педагогического творчества охватывает все элементы и стадии педагогического процесса: это и планирование, и организация и непосредственное проведение учебно-воспитательных мероприятий, проведение анализа и оценке, проведенной воспитательной и образовательной деятельности.
Педагогическое творчество – это процесс решения разнородных педагогических целей и задач в постоянно меняющихся условиях общественного развития. Это творчество проявляется на следующих уровнях:
- Навыки применения методических рекомендаций и теоретических положений к определенным ситуациям и условиям реализации педагогической деятельности;
- Проведение мероприятий по совершенствованию и модернизации существующих педагогических реалий, с целью разрешения новых педагогических задач;
- Создание новых методик и технологий, применение нестандартных приемов разрешения педагогических задач, использование интересных способов учебно-воспитательного воздействия;
- Навыки применения импровизации;
- Способности рассмотрения разных вариантов для решения, поставленной учебно-воспитательной задачи или проблемной ситуации;
- Разработка инновационных систем обучения и воспитания, являющихся более эффективными и целесообразными.
Рисунок 1. Особенности педагогического творчества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагогическое творчество начинается с процесса усвоения имеющегося социального, культурного, педагогического опыта. Затем идет его последующее преобразование, совершенствование и развитие.
Дидактическое творчество и его значимость в учебно-воспитательном процессе
Дидактическое творчество – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на создание новых приемов и методик работы с программами обучения и воспитания, создания системы взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Дидактическое творчество является ведущим видом творчества, применяемого в педагогике. Его положение определяется тем, что оно составляет фундамент образовательной системы.
Дидактическое творчество ориентировано на создание структуры учебного материала, путем его отбора и систематизации. Дидактическое творчество занимается исследованием приемов передачи и освоения учащимися отобранного познавательного материала. Разновидностями этого творческого направления являются:
- Самооценка учащимися и педагогами своих способностей и эффективности деятельности в учебно-воспитательном процессе;
- Проведение оценки знаний учащихся родителями;
- Применение игровых форм организации учебно-воспитательной работы;
- Применение справочной литературы, оборудования, устройств;
- Применение в ходе учебно-воспитательного процесса нестандартных методик и средств – цветомузыка, фоновая музыка, презентации, кинофильмы, программные продукты и т.д.
Технологическое творчество и методы его развития
Технологическое творчество – это вид деятельности, итогом которой стало создание разнообразных технических объектов – модели, приборы, устройства, аппаратура. Этот вид творчества является достаточно сложным и трудоемким. Оно затрагивает деятельность и педагогов и учащихся.
Технологическое творчество является профессиональным видом деятельности. Выделяют следующие разновидности творчества научно-технического характера:
- Изобретательная деятельность, ориентированная на поиск путей разрешения проблем;
- Рациональная деятельность, связанная с реорганизацией, существующей деятельности, процессов и явлений, модернизацией, имеющегося рабочего механизма;
- Конструирование объектов по заданному проекту;
- Дизайнерская деятельность, связанная с разработкой объекта, наделенного определенным функционалом и эстетическими качествами.
Процесс технологического творчества благотворно воздействует на развитие ребенка, приобщая его к дальнейшей трудовой деятельности, развивая его самостоятельность, интерес к конструктивной деятельности, способствуя формированию у него качеств трудолюбия, целеустремленности, терпимости и ответственности.
Такое творчество развивается посредством введения уроков технологии в школах, создания внеклассных кружков и клубов по интересам, проведения конкурсов, выставок, олимпиад, а также открытия специальных центров технического творчества и развития, в которых имеется несколько секций разнородных направлений.
Организаторское творчество и его педагогическая роль
Организаторское творчество – эти творческий процесс, ориентированный на разработку новых методов управленческой деятельности, связанных с созданием способов планирования, контроля, мониторинга учебно-воспитательной работы.
В процессе организаторского творчества происходит построение системы взаимодействия педагогов и учащихся, мобилизуются образовательные ресурсы, происходит распределение кадров и управленческих технологий.
Посредством этого вида творчества происходит организация труда научным способом и позволяет использовать все факторы и ресурсы рационально и целесообразно, экономя материальные и финансовые ресурсы.
Организаторское творческое реализуется на практике за счет педагогического проектирования. Оно является одновременно и наукой, и искусством т.е. его можно охарактеризовать, как процесс творческой направленности, имеющий нормативный характер. Данный процесс имеет целенаправленную ориентацию и регламент осуществления. При этом, он имеет художественный характер, поскольку в ходе его применения задействуется чувственная и эмоциональная сфера личности.