Интенсификация процесса обучения: понятие и пути развития
Интенсификация процесса обучения – это применение современных технологий и новых подходов в организации учебно-воспитательной работы, способствующих повышению эффективности образования и достижению его целей и задач.
Интенсификация процесса обучения ориентирована на ускорение учебного процесса, что обусловлено быстрыми темпами социально-экономического развития общества, его информатизацией и научно-техническим прогрессом.
Интенсификация образовательного процесса реализуется двумя основными путями:
- Поиск способов сокращения разрыва между уровнем развития общества, его прогрессированием и содержанием образовательных программ. Развитие по этому пути требует принятие конкретного стандарта, способствующего уплотнению программы прохождения занятий в различных образовательных заведениях.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса: пересмотр его методик и подходов, изменение содержания, использование новых методов и приемов в реализации различных направлений учебно-воспитательной работы.
Интенсификация образовательного процесса реализуется поэтапно. Она имеет конкретное целевое назначение, ориентированное на создание условий на каждом уровне системы образования для подготовки учащихся к дальнейшей ступени обучения и к уровню профессиональной подготовки по избранному направлению.
Интенсификация образования положительно влияет на развитие образовательной системы в целом. Она позволяет перестроить процесс обучения с формальной его организации к творческой ориентации.
Интенсификация процесса обучения реализуется по следующим направлениям:
- Ориентация учебного процесса на развитие у учащихся активной жизненной позиции, реализации творческого потенциала личности, развитие навыков самостоятельного взаимодействия с информационными ресурсами.
- Исследование потенциала интеллектуального развития учащихся и определение способов его активизации и развития.
- Разработка фундаментальных основ построения индивидуально ориентированного обучения.
- Разработка психологических основ построения группового интенсифицированного обучения в образовательных заведениях.
- Расширение мотивации учебной деятельности учащихся.
- Применение активных методов и форм организации обучения.
- Использование в образовательном процессе современных технологических средств и ресурсов.
- Расширение информативного объема содержания образовательной программы.
Интенсификация процесса обучения дидактическими методами
Интенсифицировать процесс обучения т.е. сделать его более качественным и производительным, ориентированным на достижение целей и задач обучения максимально быстрыми темпами с минимальными ресурсными затратами, можно посредством применения более эффективных методов в учебно-воспитательной работе. Такие методы должны отвечать современному этапу развития общества, его потребностям, научно-техническому развитию, прогрессивным технологиям.
Важное значение в развитии интенсификации процесса обучения имеет применение дидактических приемов. К наиболее распространенным относятся следующие:
- Освоение больших объемов учебной информации;
- Эмоциональное насыщение учебной программы;
- Двуплановая направленность форм психической работы с учащимися;
- Применение игровых ситуаций в учебном процессе;
- Применение коллективной познавательной работы: создание проектов, деловые, ролевые игры;
- Использование направлений и форм организации проблемного обучения;
- Творческие приемы обручения, ориентированные на развитие творческого потенциала и креативного мышления учащихся;
- Личностно-ориентированный подход в обучении;
- Последовательная работа над достижением равномерного развития всех учащихся, независимо от их исходного уровня развития;
- Использование интерактивных средств обучения.
К основным дидактическим методикам, позволяющим реализовать интенсификацию процесса обучения относятся следующие:
- Деловые игры.
- Метод проектов.
- Дифференцированное обучение.
- Обучение в сотрудничестве.
- Метод «портфеля учащегося».
Деловая игра как средство интенсификации процесса обучения
Применение дидактических игр в учебно-воспитательной работе имеет важный обучающий эффект. Игровая деятельность помогает развитию мотивации к познанию, снятию психологического напряжения учащихся и продуктивности усвоения образовательной программы.
Деловая игра – это метод имитации конкретной профессиональной роли или выполнения специальных действий учащимся для развития конкретного навыка, получения представления о том или ином виде деятельности.
Использование деловых игр позволяет:
- Сократить временные ресурсы освоение конкретной темы, курса или программы обучения в целом;
- Максимальному вовлечению учащихся в познавательную работу;
- Сокращению материальных затрат на организацию учебного процесса;
- Развивать целеустремленность и настойчивость;
- Развивать навыки предусмотрительности;
- Активизирует мыслительную работу, развивая логику и гибкость мышления;
- Развивать навыки самостоятельной и коллективной работы;
- Развивать воображения и повышать инициативу;
- Развивать практические навыки в различных направлениях деятельности.
Использование деловых игр в учебном процессе хорошо тем, что они требуют проявления активности каждым участником игры и снимают разнообразные эмоциональные барьеры и психический дисбаланс, возникающий у учащихся в ходе учебного процесса.
Деловые игры помогают в ускоренном получении практических навыков. Тот опыт, который можно копить годами, можно получить в игре за более короткий временной промежуток – неделя, месяц.
Кроме того, игровая ситуация устроена таким образом, что она позволяет рассмотреть эффективность того или иного решения и изменить его в случае его неверности, отрицательного воздействия и т.д.