Дидактическая игра как метод развития ребенка в истории отечественной педагогической мысли
Дидактическая игра – это тип учебного занятия, которое организуется как учебная игра, с реализацией принципов игрового, активного обучения и отличается наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системой оценивания.
Вопрос детской игровой деятельности был в центре внимания с самого начала развития советского дошкольного воспитания. В практике работы советских детских садов утверждалась идея о том, что развитие ребенка, его деятельность, зависят от условий жизни и воспитания, а не от индивидуальных черт и качеств.
Крупская Н.К. в 1938 году подчеркивала роль игры в качестве специфической деятельности детей, а также одного из средств и методов всесторонней воспитательно-образовательной работы.
Значительное воздействие на процесс дальнейшего изучения детских игр оказал Макаренко А.С. и его педагогическая система. Ее центральные положения о целях и методах коммунистического воспитания, роли коллектива в формировании личности и места, которое занимают игры в этих задачах, взяла на вооружение передовая практика.
После войны начали развивать начатые еще в 20-х годах Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н., Элькониным Д.Б. теоретические и экспериментальные исследования в области психологии, включая игровую деятельность. Работы названных педагогов содержали материал о том, что игра не может возникнуть самопроизвольно, в качестве результата чисто индивидуального творчества, а только под влиянием социального окружения, как результат освоения ребенком социального опыта и превращается в средство воспитания при целенаправленном педагогическом руководстве.
Важная ступень развития теории и практики детской игры – работы Усовой А.П. в 50-х годах. Она предложила систему обучения на занятиях, которая повышала уровень детских игр. Только совокупность формирования всех типов деятельности – игровой, трудовой, учебной, позволит достичь полноценных результатов развития детской личности.
Основа такого подхода – принцип целенаправленного влияния на игру, установление связи содержания игры и содержания обучения в ДОУ, связь с посильной по возрасту трудовой деятельностью ребенка.
В 50-70-е годы разработка проблемы шла по пути глубокого и всестороннего познания особенностей игры и детских взаимоотношений внутри нее, определение игры в качестве формы организации детской жизни, благодаря чему расширились возможности педагогического управления этой деятельностью.
Психолого-педагогические исследования последних лет особое внимание уделяют анализу структуры сюжета детской игры, демонстрируя какое значение для понимания игры и ее развития имеет педагогическое управление сюжетом и ролью.
На сегодняшний день перед дошкольными специалистами стоит задача продолжить изучать игру в качестве формы организации жизнедеятельности детей.
Сущность дидактической игры
В работе ДОУ большое место отведено дидактическим играм. Их используют на занятиях и в самостоятельной детской деятельности.
Дидактические игры выполняют функцию средства обучения, но могут выступать и в качестве составной части занятия. Они помогают усвоить и закрепить знания, овладеть способами познавательной деятельности. Дети сравнивают, обобщают, классифицируют предметы, осваивая их признаки. Использование дидактических игр повышает интерес детей к занятиям, развивая сосредоточенность, обеспечивая лучшее усвоение программного материала.
Обучая детей раннего возраста, необходимо отводить значительную часть времени на занятия с дидактическими игрушками: матрешками, шарами, башнями и пр.
Выделяют несколько требований к дидактическим играм:
- каждая дидактическая игра должна предоставлять упражнения, которые будут полезны для умственного развития ребенка и его воспитания;
- в дидактических играх обязательно должна присутствовать увлекательная задача, для решения которой необходимо приложить умственные усилия, преодолеть определенные трудности;
- дидактизм в игре должен гармонично сочетаться с шутками и занимательностью.
Дидактические игры как средство формирования речи в раннем возрасте
Дидактическая игра – один из эффективных методов активизации словаря детей. У каждой дидактической игры есть сове программное содержание, например, она закрепляет знания о цвете, пространстве, времени и счете. То есть, программное содержание игры предполагает наличие и определенной группы слов, которую ребенок должен выучить.
Дидактические игры крайне значимы для умственного воспитания детей. На занятиях у детей идет выработка важных качеств, необходимых для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредотачиваться на том, что ему демонстрирует и говорит взрослый.
Привлекая игрой внимание детей, воспитатель закладывает в них любознательность. На занятиях, дети приучаются слушать взрослого, смотреть, что он им показывает, то есть овладевают определенными знаниями. Он узнает много информации о разных предметах – их назначение, особенности внешнего вида, свойства и пр. То есть идет развитие и совершенствование восприятия.
Дидактическая игра создана взрослыми, чтобы воспитывать и обучать детей. Для детей, играющих в эти игры, реализация воспитательно-образовательного значения идет через игровые задачи, действия и правила. Такие игры развивают познавательную деятельность, интеллектуальные операции, которые и являются основой обучения.
Игра соответствует всем потребностям детей-дошкольников, являясь лучшим средством для обогащения словаря. Также игру невозможно заменить в качестве средства развития памяти, сообразительности и наблюдательности.
Дидактические игры помогают уточнить имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях окружающего мира, соответствуя естественным потребностям раннего возраста.