Понятие дидактической игры
Игра – это инстинктивный способ получить и развить навыки при условии отсутствия непосредственной угрозы жизни и здоровью. Играм характерны тенденция повторения и отсутствие цели, рассматриваемой в качестве мотива удовлетворения физиологических потребностей.
Дидактическая игра – это тип учебного занятия, организуемого как учебная игра, характеризующаяся реализацией принципов игрового активного обучения, а также наличием правил фиксированной структуры игровой деятельности и система оценивания.
Игры не возникают стихийно, а формируются в процессе воспитания. Игра – мощный стимул развития детей, она формируется под влиянием взрослых. При взаимодействии ребенка и предметного мира, обязательно с участием взрослого, возникает истинная человеческая детская игра.
В любую историческую эпоху игры привлекали внимание педагогов. В играх заключаются реальные возможности по воспитанию и обучению детей. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как в игре каждый ребенок ощущает себя в качестве субъекта, проявляет и развивает свою личность. Можно говорить о воздействии игр на жизненное самоопределение школьников, становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональную стабильность, способность включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает в двух временных измерениях: настоящем и будущем. Она предоставляет личности сиюминутные радости, служащие удовлетворению актуальных потребностей. Также игра направлена в будущее, так как в ней или прогнозируется, или моделируется жизненная ситуация, либо закрепляется ряж свойств, качеств, умений, способностей, которые нужны личности, чтобы выполнять социальные, профессиональные, творческий функции.
Сущность игры заключена в том, что в ней имеет значение не результат, а непосредственный процесс, переживания, связанные с игровыми действиями. Ситуации, которые ребенок проигрывает – воображаемые, но чувства, которые он переживает – реальны. Такая специфическая особенности игры содержит в себе ряд больших воспитательных возможностей, так как при управлении содержанием игры, педагоги программируют определенные позитивные чувства играющих детей.
Иными словами, если по своему содержанию, игровые действия незначительны для ребенка, то он может не войти в игровое состояние, а будет только механически исполнять игровые действия, не переживая чувств, связанных с ними.
Дидактические игры призваны:
- активизировать мыслительную деятельность учеников, вызывать у учащихся живой интерес и помогать им в усвоении учебного материала;
- развивать познавательные процессы младших школьников, закрепить их знания, умения и навыки;
- помогать детям наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы в соответствии с теми или иными признаками, проводить доступный для них анализ и синтез, делать обобщения;
- формировать у детей произвольность памяти и внимания;
- развивать у детей смекалку, находчивость и сообразительность;
- стимулировать волевые усилия – организованность, выдержку, умение соблюдать создаваемый свод правил, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Иными словами, основная роль дидактических игр – использование на уроках в начальных классах с целью обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний и применение их в различных условиях и обстоятельствах.
Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников. Под воздействием познавательного интереса учебная работа даже у слабого ученика будет протекать более продуктивно. Данным мотивом эмоционально окрашивается вся учебная деятельность школьников. Познавательный актив в качестве мотива учения подталкивает учащегося к выполнению самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится активнее, более творческим, что воздействует на укрепление интереса.
Одно из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету - дидактическая игра.
В дидактических играх дети учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы в соответствии с иными признаками, производить доступный ему по возрасту анализ и делать обобщение.
Современными педагогами большое внимание уделяется процессу воспитания интереса к ребенка в качестве фактора формирования разностороннего развития личности. Сухомлинский отмечал, что каждый ученик должен иметь свой любимый предмет. Именно учителем пробуждается интерес к знаниям и раскрываются таланты ребенка.
К основным характеристикам интереса относят:
- положительные эмоции по отношению к деятельности;
- наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радость познания;
- непосредственный мотив, идущий от самой деятельности, то есть сама по себе деятельность привлекает и побуждает ею заниматься, вне зависимости от наличия другого мотива.
Познавательный интерес представляет избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Такую направленность характеризует постоянное стремление к познанию, новым, более полным и глубоким знаниям.
Игровой замысел является первым структурным компонентом игры и выражается обычно в названии игры. Он заложен в самой дидактической задаче, которая должна быть решена в учебном процессе. Часто игровой замысел представлен как вопрос или загадка, предсказывающая ход игры.
Значимая сторона дидактической игры – игровые действия, вытекающие из правил игры, способствующие познавательной активности школьников, предоставляя им возможность проявлять свои способности, применять имеющиеся знания, умения и навыки, чтобы достигать цели игры.
Учитель выступает как руководитель игры, направляя ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизируя ее ход через разнообразные приемы, поддерживая интерес к игре и подбадривая отстающих.
У любой дидактической игры есть некоторый результат, представляющий финал игры, придавая игре законченность. Он представлен решением поставленной учебной задачи, от которого младшие школьники получают моральное и умственное удовлетворение от участия. Результат игры – показатель уровня достижений школьников в усвоении знаний или в процессе их применения.
Игра должна проводиться выразительно. Если педагог ведет беседу с детьми сухо и монотонно, то и ученики относятся к знаниям безразлично и начинают отвлекаться. В такой ситуации невозможно поддержание интереса, сохранение желания слушать, смотреть и принимать участие в игре. Интересной и познавательной является та игра, которая доставляет детям удовлетворение, положительно влияет на проведение каждой последующей игры.