Дидактическая игра – это игра, основанная на наличии правил, требующих обязательного исполнения в ходе выполнения игрового действия и, направленная на активизацию познавательной сферы детей.
Дидактические игры находят активное применение в современном образовательном процессе. Более того, они выступают ведущим методов обучения дошкольников и применяются на этапе начального школьного обучения.
Дети младшего школьного возраста заинтересованы в игровой деятельности. Она продолжает занимать важное место в их жизни. Потому, процесс познания в начальной школе реализуется в игровой форме.
Цели и задачи использования дидактических игр в обучении младших школьников
Дидактические игры являются эффективным средством обучения детей младшего школьного возраста. Они позволяют устранить напряжение, неминуемо возникающее в ходе обручения, и стимулировать познавательные процессы ребенка данной возрастной категории.
Применение дидактических игр в образовательном процессе начальной школы прежде всего ориентировано на общее развитие учащихся и формирование у них универсальных учебных действий. Это является ведущей целью использования игр в системе начального школьного обучения. Достижение данной цели требует выполнения ряда задач, на достижение которых ориентированы дидактические игры. К ним относятся:
- Повышение уровня интеллектуального развития младшего школьника.
- Создание в образовательном процессе оптимальных условий для личностного развития каждого учащегося и активизации его интеллектуального потенциала.
- Упрощение протекания процесса адаптации учащихся к школьным условиям, учебной деятельности.
- Приобщение учащихся младших классов к общечеловеческим ценностям.
- Достижение максимально возможной реализации индивидуального образовательного подхода.
- Расширение знаний и представлений учащихся об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях.
- Формирование индивидуального опыта практической деятельности учащегося в разных ее направлениях.
- Превращение знаний учащихся в более устойчивые категории и их дифференциация.
- Эмоционально-психологическое развитие младших школьников, реализуемое через воздействие игровой деятельности на эмоциональную сферу ребенка, которая положительно сказывается на функционировании большинства психических процессов.
Дидактические игры формируют фундамент дальнейшего познавательного развития ребенка. Знания, формируемые в ходе игрового процесса, лежат в основе умений и навыков, которые требуется освоить учащимся на этапе начального школьного обучения.
Функциональная роль дидактических игр на этапе начального школьного обучения
Дидактические игры носят обучающую направленность. Они ориентированы на познание ребенком чего-либо в ходе игрового процесса.
Каждая дидактическая игра основывается на наличии дидактической цели, т. е. обучающей цели. Это могут быть какие-то знания, навыки деятельности, необходимые для формирования у младшего школьника, дополнение знаний, расширение представлений и т. д.
Применение дидактических игр в начальной школы, как уже было отмечено, ориентировано на развитие познавательных навыков учащихся и активизацию их познавательной сферы. Функциональная роль дидактических игр, используемых в обучении младших школьников, сводится к следующему:
- Дидактическая игра выполняет конкретную задачу обучения младших школьников, заложенную в основу игры в виде ее цели. Задачи обучения, зачастую, совпадают с задачами игры.
- В ходе игрового процесса применяется учебный материал, который составляет содержание игры. Он рассматривается, познается учащимися в ходе выполнения правил игры. Таким образом, осуществляется неосознанное познание и изучение образовательной программы, а знания, усвоенные в ходе игры, приобретают более устойчивый характер.
- Отсутствие необходимости придумывания хода игры учащимся. Они получают ее в готовом виде. От них не требуется что-то придумывать, а только выполнять игровые действия в соответствии с установленными правилами.
- Самостоятельность добывания знаний учащимися. Естественно, на этапе начального школьного обучения требуется направление ребенка к поиску решения задачи, анализу проблемы. Помощь оказывается педагогом. Но она носит косвенный характер и для учащегося создается ощущение самостоятельного добывания информации, совершения открытия. Это делает знания более стойкими.
Данные функцию способствую формированию познавательного интереса учащихся, их заинтересованности конкретной дисциплиной и ее изучением.
Разновидности дидактических игр, используемых в начальной школе
Все дидактические игры, применяемые на этапе начального школьного обучения, можно разделить на следующие группы:
- Игры – задания. Такие игры предполагают установление деловых взаимоотношений между участниками, с четким разделением их ролей и функций. Каждая игра включает в себя задание по определенной теме урока для решения конкретной образовательной цели. Игры могут касаться запоминания словарных слов, заучивания пословиц и поговорок, математических терминов или названий объектов окружающего мира.
- Игры – разминки. Само название определяет их суть. Они используются в качестве отдыха, разгрузки учащихся. Их целевое назначение – расслабление учащихся. При этом, они помогают в запоминании информации, закреплении знаний. Игры-разминки могут требовать от учащихся продолжения строк стихотворений, словарного ряда, выполнения движений пальцами под счет или под произнесение математических терминов и т.д.
- Игры-упражнения. Они ориентированы на отработку знаний и навыков учащихся и предполагают решение разнообразных задач идентичных по своему содержанию.
- Игры-загадки. Они могут быть организованы как посредством загадывания педагогом загадок на учебные темы и их угадывания учащимися, так и самостоятельного придумывания учащимися загадок. Это стимулирует не только познавательную сферу, но и способствует творческому развитию учащихся.