Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диагностика познавательных, интеллектуальных и творческих способностей

Понятие способностей человека

Определение 1

Способности – это свойства личности, представляющие условие успешного осуществления определенных типов деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе разных видов деятельности.

Развитие общих способностей человека предполагается развитием его познавательных процессов – памяти, мышления, восприятия и воображения.

Совокупностью познавательных процессов индивида и определяется его интеллект.

Определение 2

Интеллект – это глобальная способность поступать разумно и рационально мыслить, успешно преодолевать все жизненные обстоятельства, то есть интеллект может быть рассмотрен в качестве способности человека адаптироваться к окружающему миру.

Чтобы оценить и диагностировать генеральный фактор интеллекта используют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивной матрицы» Д. Равена, тесты интеллекта Кэттела.

Определение 3

Генеральный фактор интеллекта – это скорость переработки информации ЦНС, или умственный темп.

Терстоуном, посредством статистических факторных методов, были исследованы разные стороны общего интеллекта, которые были названы им первичными умственными потенциями. Им было выделено семь таких потенций:

  • счетная способность, то есть способность работать с числами и выполнять арифметические действия;
  • вербальная, или словесная гибкость – легкость, с которой человек объясняется, подбирая подходящие слова;
  • вербальное восприятие – понимание устной и письменной речи;
  • пространственная ориентация – способность представить себе разные формы и предметы в пространстве;
  • память;
  • способность рассуждать;
  • быстрота восприятия сходств и различий предметов и изображений.
«Диагностика познавательных, интеллектуальных и творческих способностей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, взаимосвязаны, что свидетельствует о существовании единого генерального фактора.

Позже Гилфордом было выделено 120 факторов интеллекта, на основании того, для каких умственных операций они необходимы, к каким результатам приведут такие операции и каково их содержание.

Стоит отметить, что одна из значимых характеристик индивидуальности личности – одаренность, под которой понимают высокий уровень развития способностей. Способности при этом могут быть разнообразными: интеллектуальными, творческими, художественными, спортивными и пр.

Методы диагностики интеллектуальных, познавательных и творческих способностей

Большое внимание всегда уделялось расширению диагностических средств творческих и интеллектуальных способностей. Наряду с авторитетными методами Г. Айзенка, Дж. Равена, П. Торренса и др., психологи разрабатывают новые методики, например, экспресс-диагностика интеллектуальных способностей Аверина И.С. позволяет реально выявлять уровень развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

Задатки творческих способностей есть у каждого человека. Известно даже понятие континуума талантливости. Все педагоги и психологи признают, что способности должны быть выявлены как можно раньше. Из-за этого и возникла необходимость создавать методики выявления творческих способностей. Для достижения этой цели, можно и нужно обращать внимание не только на успеваемость, но и на академические интересы детей, их хобби и внешкольные занятия.

Стандартные тесты на IQ не могут выявить творческие способности, в связи с чем, целесообразно применять тесты других типов. В каждой системе тестирования отталкиваются от того, что именно включается в понятие творчества и какие его основные свойства выделяют.

Если рассматривать творчество в качестве личностной характеристики, реализации человеком собственной индивидуальности, и принимать во внимание следующие его базовые качества:

  1. Творчество всегда развивается в ходе субъект-субъектного взаимодействия;

  2. Творчество всегда адресовано другому человеку, то есть оно – лишь предъявление своей индивидуальности другому человеку, то есть оно представляет предъявление собственной индивидуальности другим людям, а программа выявления творческих способностей базируется на выявлении лидерских качеств и состоит из четырех блоков:

    • блок «Я-Я», то есть общение с самим собой;
    • блок «Я-другой» - общение с другими;
    • блок «Я-общество» - общение с коллективом;
    • блок «Я-мир» - как человек исследует окружающий мир и каким его вижу я.

При этом принимают следующую гипотезу: развитие психологических предпосылок лидерской одаренности помогает проявлять творческость как личную характеристику.

Одаренность – это общая психическая предпосылка творческого развития, которая насчитывает ряд структурных компонентов:

  • доминирующую роль внутренней мотивации;
  • исследовательскую творческую активность – постановку и решение проблем;
  • возможность найти оригинальное решение;
  • возможность прогнозирования решений;
  • способность создавать идеальные эталоны.

Цель разрабатываемой программы тестирования заключается в предоставлении ученикам психологических средств, которыми обеспечивается возможность выявить и проявить ими собственную индивидуальность в разных областях. Метод применяют, чтобы диагностировать творческие способности, а также развивать их.

Очевидно, большая роль в исследованиях творческой деятельности отведена индивидуальности субъектов. Козырева А.Ю. также считала, что творческих людей отличает индивидуальность, наличие спонтанных реакций, стремление опереться на свои силы, уверенность в себе. В таком случае формируется понятие творческой активности субъекта, то есть умение освободиться от сковывающих обыденных представлений и запретов, поиск новых ассоциаций и непроторенных путей. В связи с чем, немалый успех имеет выработка собственного стиля деятельности в качестве системы психологических средств, к которым человек прибегает, чтобы уравновесить свою индивидуальность и предметные условиях деятельности. Интеллектуальное творчество понимают в качестве частного случая свойства активности субъекта, его готовности выйти за рамки ситуативной необходимости и способности самоизменяться.

Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot