Девиантное поведение: понятие, разновидности, особенности проявления
Девиантное поведение – это поведение, не соответствующее установленным в социуме нормам.
Такое поведение характерно для конкретного общества и на определенной стадии его развития. Девиантное поведение является таковым только для конкретной культуры. Одно и то же поведение может рассматриваться как нормальное и как девиантное разными социумами.
Выделяют следующие разновидности девиантного поведения:
- Девиантное поведение корыстной направленности. Данное поведение нацелено на получение каких-то благ материального характера путем совершения противоправных, нечестных действий. Это может быть кража, спекуляции, мошенничества.
- Девиантное поведение агрессивной направленности. Данное поведение связано с совершением действий в отношении отдельной личности, причиняющие ей серьезный психический или физический вред, угрожающий ее жизни и здоровью. Сюда относится изнасилование, убийство, избиения, оскорбления.
- Девиантное поведение пассивного характера. Данное поведение предполагает несоблюдение социальных обязанностей личностью. Это может быть прогуливание учебы, пропуск работы без уважительной причины, бродяжничество, суицидальные наклонности.
- Девиантное поведение позитивного характера. Она связано с тем, что индивид не принимает текущее устройство социума и стремится его изменить, реорганизовать, внести новаторство в общественную жизнедеятельность.
- Девиантное поведение негативного характера. Данное поведение связано с тем, что индивид желает изменить функционирование социальной системы в худшую сторону, разрушить ее.
- Аутодеструктивное поведение. Оно связано с нарушением самой личности, угрожает ее развитию и целостной структуре.
Рисунок 1. Формы девиантного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Девиантное поведение ребенка может проявляться как один вид или сочетать черты девиантного поведения разных видов.
Рисунок 2. Причины девиантного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Девиантное поведение может быть вызвано разными причинами. Это может быть вызвано нарушениями работы психических процессов, неблагоприятными социальными факторами жизнедеятельности, неврологическими нарушениями.
Рисунок 3. Причины девиантного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Девиантное поведение развивается в ходе неправильного воспитание и вызывает проблемы в обучении и развитии ребенка. Оно может развиваться постепенно и быть следствием негативного воздействия социальной среды, сферы общения.
Рисунок 4. Причины девиантного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рекомендации по преодолению девиантного поведения
Девиантное поведение оказывает негативное влияние на развитие личности. Оно угрожает ее полноценному социальному становлению, включению в социальное пространства и определению своего места в нем.
Ребенок с девиантным поведением испытывает серьезные проблемы в образовательной сфере. Он не желает принимать законы функционирования образовательной среды и становится ее изгоем. В результате возникает проблема в его познавательном развитии, а соответственно и общем развитии ребенка.
В этой связи, проблема девиантного поведения становится первостепенной в образовательной сфере. Она требует проведения профилактических мероприятий, предупреждающих развитие девиантного поведения у детей разных возрастов и коррекционной педагогической работы, ориентированной на устранение девиантного поведения и его последствий.
Общими рекомендациями по преодолению различных видов девиантного поведения являются:
- Построение образовательного процесса индивидуальной ориентации;
- Определение форм и методов воспитательного воздействия, отвечающих уровню развития и условиям жизнедеятельности учащегося;
- Нахождение с ребенком общего языка, установление доверительных отношений для того, чтобы он мог раскрыть свои проблемы и принять помощь в их разрешении;
- Создание условий для свободного развития каждого учащегося, проявления его природного потенциала, самоутверждения в социальной среде;
- Признание в каждом учащемся личности, наделенной правами и свободами выбора содержания обучения и направлений деятельности;
- Развитие осознанного отношения учащегося к моральным нормам и культурным ценностям;
- Освоение технологий коррекционной образовательной деятельности с детьми группы риска, трудными детьми и подростками;
- Непрерывно развивать и совершенствовать себя, как личность, как педагога, как родителя, как воспитателя. Воспитание личности, наделенной ценностными социальными ориентирами возможно только, если оно осуществляется личностью.
Рисунок 5. Рекомендации по преодолению девиантного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Направления профилактической работы по предупреждению развития девиантного поведения
Чтобы предотвратить развитие проблем в образовательной сфере, обусловленных девиантным поведением, требуется построение системы профилактической работы. Она включает в себя следующие направления деятельности образовательного заведения:
- Привлечение к работе специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей. к ним относятся социальные педагоги, психологи.
- Воспитывающая среда в образовательном учреждении. Она позволяет реализовывать воспитание таким образом, чтобы учащийся строил гармоничные отношения в коллективе, в семье, с иным окружением.
- Создание системы взаимодействия с родителями. Необходимо повышать воспитательную компетентность родителей, оказывать им помощь в решении трудностей реализации воспитания, проблем ребенка.
- Использование образовательных программ индивидуальной направленности, позволяющих выстраивать образовательный процесс с трудными детьми особым образом, гарантируя его эффективное воздействие на познавательное и иное развитие личности учащегося.
- Организация досугового времени учащегося. Девиантное поведение развивается, как правило, тогда, когда у ребенка много свободного времени. Необходимо включать ребенка в систему дополнительного образования, внеклассную деятельность, привлекать к волонтерской работе.
- Информационно-просветительская деятельность. Она связана с ознакомлением учащихся с основами социального и культурного поведения, негативными последствиями противоправных и асоциальных деяний, факторами риска, причинами развития девиантного поведения и его негативными последствиями для собственной жизнедеятельность и жизнедеятельности окружающих.