Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности работы с детьми с девиантным поведением

Причины девиантного поведения у детей и его сущность

Каждый ребенок уникален и требует к себе индивидуального подхода, особенно это касается детей с различными отклонениями и особенностями в поведении. В настоящее врем число детей с нарушениями в поведении, становится все больше. Это требует специальной подготовки для будущих педагогов, так как работа с такими детьми с каждым годом становится все сложнее. Для того, чтобы педагог мог оказать положительное влияние на исправление ситуации ему необходимо владеть обширными умениями и навыками в области работы с детьми с девиантным поведением.

Определение 1

Девиантное поведение (отклонение поведение) – система отдельных поступков или особенностей поведения, которые кардинально противоречат общепринятым нормам права

Современные педагоги отмечают, что с каждым годом количество детей с девиантным поведением становится все больше. Работа с ними очень сложна и требует от педагога специальных профессиональных умений. Важным, при организации работы с такими детьми, является определение причины возникновения данной проблемы.

Основными причинами девиантного поведения называют следующие факторы:

  • биологические (неблагоприятные анатомические или физиологические особенности здоровья ребенка);
  • психологические (психологические патологии, нервно-психические недуги и т.п.);
  • социально-психологические (неправильное воспитание в семье, учебном заведении, отрицательное влияние со стороны окружающих и т.п.).
Замечание 1

Согласно мнению психологов, девиантное поведение следует воспринимать как норму, своего рода естественную реакцию ребенка на ненормальные условия или негативную ситуацию. Кроме того, девиантное поведение часто принимают за своеобразный язык коммуникации, когда ребенок уже не может иначе выразить свое мнение, желание, привлечь внимание взрослого и т.п.

«Особенности работы с детьми с девиантным поведением» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методы работы с детьми с девиантным поведением

Успешность работы с детьми с девиантным поведением зависит от грамотности и опыта педагога. Работа предполагает не только взаимодействие с детьми, но и сотрудничество с родителями, классным руководителем (воспитателем) и иными педагогами образовательного учреждения.

Особенности работы с девиантным поведением заключаются в том, что существует ряд правил, соблюдение которых значительно повышение эффективности работы:

  • принимать ребенка таким, какой он есть;
  • при предъявлении ребенку требований, необходимо учитывать не только собственные педагогические желания и стремления, но и на возможности ребенка;
  • расширение кругозора ребенка;
  • включение ребенка в совместную деятельность с другими детьми коллектива, важно корректно акцентировать внимание на значимости ребенка в выполнении задания (решения задачи, разрешения ситуации и т.п.);
  • игнорирование несущественных проявлений агрессивности, не фиксировать на них не только свое внимание, но и внимание других детей;
  • при работе с ребенком с девиантным поведением проявлять терпение;
  • не лениться объяснять ребенку сложные и непонятные для него моменты, даже если он спрашивает несколько раз;
  • поощрять за нормальное и хорошее поведение.

Одной из причин девиантного поведения являются страхи. В том случае, если установлено, что ребенка беспокоят страхи, то работа педагога должна опираться на следующие принципы:

  • воспринимать ребенка как самостоятельную и отдельную личность, которая имеет свои особенности и индивидуальности, но при этом может меняться;
  • стараться проводить работу с детьми в позитивном ритме, уделять внимание и время каждому воспитаннику (ученику);
  • проявлять понимание и сочувствие к переживаниям и страхам ребенка, ни в коем случае не высмеивать его страхи и не пытаться избавить его от них радикальными способами;
  • при необходимости в легкой и непринужденной форме проигрывать с ребенком ситуации, которые вызывают у него тревогу.

Довольно часто дети, имеющие девиантное поведение, лгут, в этом случае необходимо придерживаться следующих правил:

  1. акцентировать внимание на хороших поступках ребенка, хвалить и одобрять такое его поведение;
  2. в том случае, если педагог точно уверен, что ребенок лжёт, то его необходимо корректно вывести на откровенный разговор и установить причину лжи;
  3. если известная точная причина, по которой ребенок лжет, необходимо постараться ее устранить;
  4. ни в коем случае нельзя допускать наказаний за ложь, если ребенок признался в ней самостоятельно, понял, что поступил неверно и попросил прощения

Рекомендации современной психологии и педагогики

Замечание 2

Эффективность коррекции проблемы девиантного поведения во многом зависит от правильности организованной работы педагогом. Основным методом работы с такими детьми является направление их энергии в нужное русло.

Также достаточно эффективным методом воздействия на ребенка может быть выявление его скрытых способностей к различным предметам и занятиям. Преподаватель может предоставить учащемуся возможность учиться в индивидуальном ритме, вовлекать его в проектную деятельность и перекладывать на него функции лидера. Если ребенок отвечает за группу, он будет вдвойне серьезно относиться к себе.

Одним из наиболее продуктивных методов работы с детьми с девиантным поведением является игра. В ней ребенок может осуществлять социальную деятельность и развивать конструктивное взаимодействие с окружающей средой. Именно поэтому игровые технологии чрезвычайно важны для формирования личности. С помощью игры педагог имеет возможность воспитывать нравственные чувства у детей и создавать привычки социального поведения.

В процессе обучения, особенно с детьми младшего школьного возраста, допустимо использовать театрализации. Данный метод может быть использован не только на уроках музыки или литературы, но и на других. Театрализация может представить учебный материал в интересной и понятной, практически для каждого ребенка, форме.

В сложной и очень конфликтной ситуации необходимо осторожно снимать напряжение с помощью эмпатии, юмора или физического контакта (поглаживание, объятие).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot