Понятие и причины деменции у подростков
Деменция у подростков – это серьезная патология головного мозга, вызванная различного рода причинами и приводящая к распаду интеллекта.
Деменция подростков развивается в результате негативного воздействия различного рода факторов, которые приводят к нарушению работы головного мозга. Однако бывают случаи, когда ребенок уже рождается с данной патологией и ее проявление становится заметно по мере взросления.
Основные причины возникновения деменции подростков:
- Разнообразные генетические заболевания, которые можно выявить только по истечению некоторого времени в процессе роста и развития ребенка (болезни Лафора, Ньюмана-Пика).
- Инфекционные заболевания, распространяющиеся на головной мозг (энцефалит, менингит).
- Травмы головы.
- Серьезные сбои и нарушения в работе иммунной системы.
- Медикаментозные отравления.
- Нарушения кровотока.
Помимо указанных причин, возникновению деменции у подростков могут способствовать и иные заболевания.
В том случае, если возникновение связано с генетическими заболевания, то у подростков отмечают возникновение и постепенное нарастание признаков заболевания.
Если причинами послужили внешние факторы (травмы, заболевания, отравления), то деменция имеет стойкие отклонения и конечную фазу, в которой изменения «закрепляются» и далее уже не прогрессируют.
Виды и симптомы деменции подростков
Виды деменции, зависят от течения патологического процесса:
- Легкая деменция – отмечаются несколько сглаженные симптомы, которые не вызывают опасений, и не указывают прямо на развитие заболевания. У детей сохраняются бытовые навыки. Из отрицательных проявлений – снижение успеваемости в школе и низкая социальная активность. Однако ребенок остается самостоятельным в бытовом плане.
- Умеренная деменция – подросток не способен обслужить себя в быту, ему требуется постоянная поддержка и уход со стороны взрослых.
- Тяжелая деменция – у подростка отмечается нарушение речи, полная потеря навыков самообслуживания.
Симптоматика заболевания зависит от степени тяжести проблемы.
Деменция подростков может быть резидуальной и прогрессирующей. Для нее характерно постепенное нарастание и усугубление основных признаков. Последней стадией деменции является органическая форма, характеризующаяся стойким умственным отклонением.
Характерным признаком деменции подростков является то, что она сопровождается нарушениями памяти, снижением и ухудшением концентрации внимания, возникающими сложности при осмыслении информации, невозможностью создания выводов и умозаключения. Речь подростка становится смазанной и нечеткой, значительно снижается общая работоспособность.
Подтверждение наличия или отсутствия у подростка деменции может только специально проведенное исследование, которое состоит из инструментальных, лабораторных и патопсихологических методов.
Процесс диагностирования заключается в:
- Консультация у невролога – опрос подростка, проверка рефлексов, сбор анамнеза и т.д.
- Консультация у психиатра – выявление когнитивных и эмоционально-личностных нарушений.
- Беседа с патопсихологом – подбор индивидуальных методик обследования памяти, интеллекта, мышления.
Особенности коррекционной работы с подростками, страдающими деменцией
В настоящее время организация качественной и эффективной коррекционной работы с подростками, имеющими деменцию, является мультидисциплинарной задачей. Это связано с тем, что приобретенное слабоумие является не только клинической проблемой, но и психологической, социальной, педагогической. Именно поэтому при разработке коррекционной программы, необходимо учитывать единство принципов биологических и психосоциальных методов воздействия. Их соотношение в коррекционной работе зависит от степени тяжести заболевания, возраста ребенка и конкретных проблем умственного развития.
Так, для подростков, которые страдают приобретенным слабоумием, уже на начальных этапах коррекционной работы делается упор на психосоциальные факторы, ведущими из которых являются трудовое и медико-педагогическое воздействие.
Общая цель коррекционной работы с подростками, страдающими деменцией заключается в восстановлении навыков самообслуживания и социализация в обществе.
Конкретные цели коррекционной работы устанавливаются в зависимости от тех обстоятельств, при которых возникло заболевание, от интенсивности его течения, характерных признаков, симптомов и уровня выявленных нарушений.
Учитывая то, что деменция отличается многогранностью проблем, в коррекционной работе с подростками, должны принимать участие несколько специалистов из разных областей (педагоги, психологи, психиатры, социальные работники и т.д.).
В первую очередь педагогическая коррекция должна быть направлена на осуществление необходимого воздействия на нарушенные познавательные функции. Осуществляется данная коррекционная работа непосредственно педагогом-дефектологом, при участии родителей подростка. То есть процесс коррекции должен быть непрерывным и проходить не только в рамках образовательного учреждения, но и в рамках семьи.
Важным в коррекционной работе с подростком страдающим деменцией является восстановление привычных для него социальных связей. Эта работа в основном возлагается на педагогов, психологов и социальных работников. Необходимо не только заново научить подростка взаимодействовать с окружающими, но и само общество научить адекватно относится к таким детям.
Довольно часто деменция подростков сопровождается пассивностью. Если вовремя не принять меры, то она может перейти в апатию. В связи с чем, в рамках коррекционной работы осуществляется стимуляция социальной активности подростков с деменцией, посредством использования различного рода современных педагогических и психологических технологий. Кроме того, положительное влияние оказывает и трудовая терапия, совмещенная с обучением и специальной педагогической (воспитательной) работой. Как показывает практика целесообразнее проводить трудовую терапию не только с самими подростками, но и с их ближайшим окружением.
В том случае, если коррекционная работа приносит положительные результаты, то есть отмечается динамика в восстановлении эмоционально-волевой сферы и познавательных функций, ребенок может быть возвращен в общеобразовательную школу для продолжения обучения.
Таким образом, правильно организованная коррекционная работа и грамотная стратегия ее реализации, будут способствовать компенсации выявленных при деменции нарушений. Однако полное их исчезновение остается невозможным.