Цель социальной адаптации детей-сирот
Социальная адаптация детей-сирот – это форма организации социальной работы, ориентированной на предоставление социальной защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и их привыкание к новым условиям жизнедеятельности.
Социальная адаптация детей-сирот ориентирована на развитие у них социальных основ жизнедеятельности, принятие ими социальных ролей для успешной жизнедеятельности в социальной среде. Она включает в себя приспособление к разным условиям жизнедеятельности, развитие умений самообслуживания, бытовых навыков, развитие коммуникативного взаимодействия.
Рисунок 1. Социальная адаптация детей-сирот. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Целевым назначением социальной адаптации детей-сирот является формирование у ребенка чувства защищенности, уверенности в завтрашнем дне, а также воспитание ответственности и подготовку к дальнейшей самостоятельной жизнедеятельности и ее разнообразным условиям.
Рисунок 2. Результативность социальной адаптации детей сирот. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах, активно готовятся к жизни в социальной среде. Деятельность детского дома ориентирована на подготовку его воспитанников к социальной жизнедеятельности, построению социальных взаимоотношений и приспособлению к социальной среде разного характера. От успешности реализации данной деятельности зависит дальнейшее развитие ребенка. Детский дом осуществляет воспитательные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации и развития девиантного и противоправного поведения среди воспитанников.
Социальная адаптация ребенка в условиях детского дома направлена на развитие следующих свойств личности воспитанника, навыков, поведенческих реакций:
- Умение контролировать свои действия и поступки;
- Навыки противостояния чужому отрицательному влиянию;
- Развитие адекватного восприятия педагогического воспитания;
- Формирование навыков построения гармоничных отношений ;
- Формирование активной жизненной позиции;
- Приспособление к коллективной детской деятельности.
Проблемы и особенности социальной адаптации детей-сирот
Проблема положительной социальной адаптации особенно остро затрагивает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети попадают в детские дома, где возможности формирования положительной социальной адаптации сильно ограничены. Это обусловлено рядом проблем, возникающих в социальном развитии и социальной адаптации таких детей. К ним относятся:
Отсутствие взаимодействия с близкими людьми. Ребенку требуется тесная эмоциональная связь со взрослым для его нормального развития. А такой связи в условиях детского дома создать невозможно.
Психологические переживания ребенка. Они связаны с перенесенной им трагедией: смерти родителей, их ухода из жизни ребенка или их отсутствия вовсе, из-за чего ребенку неведомо, что такое любовь и забота, ощущение нужности и защищенности.
Условия жизни в детском доме. Попадание в замкнутое пространство, лишающее возможности ежедневного взаимодействия с социумом. Ребенок не имеет представления о том, что происходит в мире. Круг его общения ограничен воспитанниками и персоналом детского дома. Поэтому происходит формирование искаженных представлений об устройстве социальной среды.
Рисунок 3. Причины дезадаптации детей-сирот. Автор24 — интернет-биржа студенческих работОтсутствие представлений о ценностях труда и вещей. Если ребенок с раннего детства пребывает в детском доме, то он привыкает, что ему предоставляют пищу и уход. Он не имеет представления о ценности своего труда и труда других людей, не способен бережно относиться к вещам и игрушкам, ценить помощь и поддержку взрослых.
Развитие заниженной самооценки. В силу того, что ребенка оказывается лишенным родительской любви и заботы, у него формируется неуверенность в себе, возникает чувство ненужности, неполноценности.
Отсутствие индивидуального подхода. Воспитанников детского дома много, а персонала по их обслуживанию – недостаточно. Естественно, что индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника не удается реализовать. Это приводит к возникновению ряда проблем в развитии ребенка и его дальнейшей интеграции в социальную среду.
Рисунок 4. Причины дезадаптации детей-сирот. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этапы социальной адаптации детей в детском доме
Процесс социальной адаптации воспитанников детского дома проходит в несколько этапов:
- Подготовка ребенка к новым условиям проживания. Чтобы подготовить ребенка к новой среде, требуется провести диагностику его развития для выявления специфических психологических особенностей развития, потребностей и интересов, типа характера и темперамента. Это позволяет построить прогнозы развития ребенка и социального становления, определить направления социальной, психологической и коррекционной работы с каждым воспитанником, выявить детей, относящихся к «группе риска». Здесь же, осуществляется психологическая работа с ребенком. Она ориентирована на сглаживание и устранение его травмы, выражение переживаний и оказание помощи в их устранении, развитие положительного отношения к себе, принятия себя, как ценного члена социальной среды.
- Интеграция воспитанника в новую социальную среду и привыкание к ее условиям. Ребенку объясняют устройство детского дома, правила проживания в нем, режим дня. Далее осуществляется его знакомство с коллективом, в котором он будет проживать, ему предоставляется свое место для реализации различных видов деятельности (кровать для сна, стол для занятий). Здесь, важно, создать комфортные условия проживания, благоприятную психологическую среду и развивающее пространство.
- Привыкание к жизни и деятельности в социальной среде. Ребенок усваивает правила поведения, учится отвечать за свои поступки, действовать, не нарушая интересов других воспитанников, осваивает полезные социальные роли, учится выполнять разнообразную общественно значимую деятельность. Этот этап охватывает весь период пребывания воспитанников в детском доме. Для этого используются разнообразные формы работы, приобщение к трудовой, учебной и иным видам деятельности. Особое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка и формированию трудолюбия.