Понятие «система образования»
Система образования – это особая модель, в состав которой входят различные институциональные организации (дошкольные организации, школа, внешкольные учреждения, колледжи, институты и университеты, учреждения дополнительного образования и др.), основная цель которых – обучение.
Понятие «система образования» включает все социальные институты образовательного, то есть учебно-воспитательного профиля. Система образования включает: ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), образовательные организации и их планы работы, органы управления.
Основные принципы системы образования:
- приоритет человеческих ценностей;
- научная составляющая образования;
- национальная и культурная основа;
- гуманизм;
- направленность на мировые достижения в системе образования;
- преемственность, непрерывность и последовательность;
- экологическая направленность;
- физическое развитие в единении с духовным воспитанием;
- обязательное базовое обучение;
- поощрение талантов.
Виды образовательных систем
Образовательные учреждения – это структуры, в которых обучение и воспитание реализуются, базируясь на научно-разработанную программу. Необходимость в знаниях обусловлена потребностью государства в высокоразвитых гражданах и специалистах. А их можно получить только, используя систему непрерывного образования.
В России система образовательных организаций представлена следующими типами:
- Дошкольные организации. Виды дошкольных учреждений: детский сад; детское дошкольное учреждение компенсирующего вида с осуществлением квалификационной коррекции различных отклонений в психическом и физическом развитии воспитанников; детская дошкольная организация сад с реализацией одного/ нескольких направлений (художественно-эстетического, интеллектуального, физического и т.д.) развития детей; детский сад оздоровления и присмотра с осуществлением профилактических, санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур и мероприятий; детское дошкольное учреждение комбинированного вида (в его состав могут входить оздоровительные, компенсирующие и общеразвивающие группы в различном сочетании); детский сад с осуществлением психического и физического развития, оздоровления и коррекции (центр развития ребенка).
- Общеобразовательные организации. К ним относятся: средние общеобразовательные школы; лицеи; гимназии; школы с углубленным изучением предметов; вечерние школы; специальные школы для детей с различными отклонениями в психическом и физическом развитии; образовательные организации - интернаты; внешкольные образовательные учреждения (школы искусств, детские художественные и музыкальные школы, хореографические и хоровые студии, фольклорные ансамбли, ДЮСША, станции юных техников или натуралистов, центры досуга и др.).
- Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их виды: детский дом семейного типа; детский дом.
- Организации дополнительного образования (детей или взрослых).
- Организации профессионального образования (начальное, среднее и высшее, бакалавриат, Магистратура, Аспирантура, Докторантура), послевузовское образование.
- Организации, предоставляющие образовательные услуги (учебно-производственный комбинат).
- Второе высшее образование.
- Переподготовка и повышение квалификации.
Система образования как сфера экономики
Современное образование развивается в системе многоуровневой международной интеграции. Специалистам очевидна доктрина, отводящая знаниям особую роль и обозначающая общество как «экономику знаний».
Именно образование и знания определяют в данный исторический период экономический потенциал страны, ее положение в международной торговле и мировом разделении труда. Отрасли, производящие знание для нужд производства и экономики (образование и прикладная наука), давно называют «индустрией знаний». С некоторых пор образование рассматривается как отдельная отрасль экономики.
Существуют различные точки зрения на систему образования. Основное - избавиться от стереотипов прошлого, не допускать крайних суждений, образовательного высокомерного эгоцентризма, избавиться от технократического подхода и голого экономизма. Важен рационализм при анализе и оценке ситуации, а также необходима во взглядах определенная сбалансированность.
Товаром относительно системы образования могут выступать не только образовательные услуги учебного заведения, но и его выпускники, молодые специалисты. Образованный человек, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками, создающими его потребительную стоимость, может предлагать для продажи свои услуги. В свою очередь, эти услуги могут быть куплены. Они и являются товаром, то есть объектом купли-продажи. При этом важно понимать, что покупается не человек, а его способности, знания, талант и мастерство.
То, каким именно образом человек получил образование (за счет государства, бесплатно или за собственные деньги) не важно. Образованность (умения, знания, навыки) не зависит от способа получения образования и остается товаром в любом случае.
У населения есть потребность в образовательных услугах, и эту потребность может удовлетворить система высшего образования (специальная отрасль). Продукцию этой отрасли можно продать и купить, следовательно, система образования затрагивает экономические отношения. Когда образованность может экспортироваться, принося государству доход, ее можно отнести к особой отрасли экономики.
Сам специалист выставляет в качестве товара свои способности, знания, талант и умения на рынке труда, сам определяет себе цену. От всего этого высшее учебное заведение имеет только косвенную выгоду: чем дороже будут стоить на рынке труда его выпускники, тем выше будет его престиж и стоимость обучения. Остальные выгоды присваивает себе владелец и носитель знаний, умений и навыков.