Понятие инновации
Инновация – это новшество, нововведение.
Основным показателем инновации в образовательной системе является наличие прогрессивного развития, которое заметно на фоне традиций и массовой практики.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в:
- цели, задачи, методы, средства, технологии, содержание и формы организации воспитательно-образовательного процесса и управления им;
- стиль педагогической деятельности и взаимодействия;
- осуществление контроля и оценки качества образования;
- системы учебно-методического обеспечения и финансирования;
- организацию и реализацию воспитательной работы;
- учебные программы и планы;
- деятельность педагога и ребенка.
Если рассматривать процесс инновации образовательной системы, то он всегда относителен. Объясняется это тем, что первоначально инновация является чем-то новым и прогрессивным, но с течением времени она становится нормой и устаревает.
В процессе инновации образовательных систем необходимо учитывать следующее:
- абсолютная новизна, то есть отсутствие прототипов и аналогов;
- относительная новизна;
- псевдо-новизна.
Классификация инноваций образовательных систем
На сегодняшний день существует несколько классификаций инноваций образовательных систем:
Классификация, основанная на понимании образовательного процесса, различает инновации:
- в целях и содержании процесса образования;
- в используемых методах, средствах, приемах и технологиях воспитательно-образовательного процесса;
- в способах и формах организации педагогического процесса;
- в деятельности участников процесса образования (администрации, педагогов, учащихся, родителей и т.д.).
Классификация на основании применения признака объема (масштабности):
- единичные (локальные), не связанные между собой;
- комплексные, находящиеся во взаимосвязи друг с другом;
- системные, охватывают какое-либо учебное заведение полностью.
Классификация по признаку инновационного потенциала:
- усовершенствование и модификация уже имеющегося (например, усовершенствование учебной программы, плана и т.д.);
- комбинация нововведений;
- осуществление радикального преобразования.
Классификация, основанная на группировке признаков, согласно их отношению к своему предшественнику. Выделяют замещающие, отменяющие, открывающие нововведения.
В качестве источников инновации образовательной системы могут выступать:
- учет потребностей в образовании со стороны государства, региона, области, города и т.д.
- социальный заказ на уровень и качество образования обществом и государством;
- законодательно закрепленный социальный заказ;
- уровень достижений человечества в науке;
- учет передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- творческий и интуитивный подход к воспитательно-образовательному процессу со стороны педагогического коллектива и руководства учебного заведения; организация и реализация опытно-экспериментальной работы.
Инновационные модели образовательных учреждений
Под инновационными образовательными системами понимают комплекс образовательных учебных организаций, на базе которых осуществляется поиск новых моделей образования и управления, разрабатываются и внедряются новые педагогические технологии. Важным фактором эффективности внедрения инноваций в образовательные системы является соблюдение технологии инновационного проектирования.
Современные инновационные образовательные организации и учреждения значительно отличаются содержанием педагогического процесса.
На сегодняшний день среди инновационных образовательных систем России, выделяют следующие инновационные направления:
- обновление системы образования, учебных и воспитательных программ, согласно современным и актуальным требованиям к образованию;
- формирование и развитие в каждом ребенке творческого потенциала, заложенного в нем природой от рождения;
- направленность на саморазвитие всех участников образовательного процесса.
Выделяют три основных состояния инновации образовательных систем согласно уровню и характеру внедренных инноваций:
- Первый: авангардные, пилотные образовательные организации, школы-лаборатории - бесспорные лидеры с устойчивой и системной инновационной деятельностью.
- Второй: экспериментальные и опытно-экспериментальные образовательные организации, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие эксперимент, опытную деятельность в одном или нескольких направлениях.
- Третий: поисковые, продвинутые образовательные организации - с отчетливой инновационной тенденцией, внутренним стремлением к обновлению, обретением собственного лица и поиском путей такого обретения.
Модель инновационной образовательной организации имеет характерные параметры педагогического процесса:
- познавательные возможности, которые образовательное учреждение или организация предоставляет детям;
- характер взаимодействия между участниками образовательного процесса;
- отношение к учебному процессу со стороны учащихся;
- дифференцированный подход к воспитанию и обучению детей;
- реализация личной направленности учебного процесса на развитие у учащегося его индивидуальных возможностей;
- осуществление диагностики возможностей, потребностей и способностей каждого ребенка, а также выявление проблем в обучении;
- разработка и внедрение авторских программ воспитания и обучения детей с учетом их возрастных возможностей и потребностей;
- развитие непрерывности образования на всех ступенях и уровнях.
Таким образом, в рамках инновационного поиска осуществляется также экспериментальная проверка новых учебно-воспитательных технологий, оптимизация базового образовательного стандарта, новых диагностических методик, дающих возможность наиболее детально, объективно и полно получить своевременную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результата.