Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инновационные образовательные системы

Понятие инновации

Замечание 1

Инновация – это новшество, нововведение.

Основным показателем инновации в образовательной системе является наличие прогрессивного развития, которое заметно на фоне традиций и массовой практики.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в:

  • цели, задачи, методы, средства, технологии, содержание и формы организации воспитательно-образовательного процесса и управления им;
  • стиль педагогической деятельности и взаимодействия;
  • осуществление контроля и оценки качества образования;
  • системы учебно-методического обеспечения и финансирования;
  • организацию и реализацию воспитательной работы;
  • учебные программы и планы;
  • деятельность педагога и ребенка.

Если рассматривать процесс инновации образовательной системы, то он всегда относителен. Объясняется это тем, что первоначально инновация является чем-то новым и прогрессивным, но с течением времени она становится нормой и устаревает.

В процессе инновации образовательных систем необходимо учитывать следующее:

  • абсолютная новизна, то есть отсутствие прототипов и аналогов;
  • относительная новизна;
  • псевдо-новизна.

Классификация инноваций образовательных систем

На сегодняшний день существует несколько классификаций инноваций образовательных систем:

  1. Классификация, основанная на понимании образовательного процесса, различает инновации:

    • в целях и содержании процесса образования;
    • в используемых методах, средствах, приемах и технологиях воспитательно-образовательного процесса;
    • в способах и формах организации педагогического процесса;
    • в деятельности участников процесса образования (администрации, педагогов, учащихся, родителей и т.д.).
  2. Классификация на основании применения признака объема (масштабности):

    • единичные (локальные), не связанные между собой;
    • комплексные, находящиеся во взаимосвязи друг с другом;
    • системные, охватывают какое-либо учебное заведение полностью.
  3. Классификация по признаку инновационного потенциала:

    • усовершенствование и модификация уже имеющегося (например, усовершенствование учебной программы, плана и т.д.);
    • комбинация нововведений;
    • осуществление радикального преобразования.
  4. Классификация, основанная на группировке признаков, согласно их отношению к своему предшественнику. Выделяют замещающие, отменяющие, открывающие нововведения.

«Инновационные образовательные системы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В качестве источников инновации образовательной системы могут выступать:

  • учет потребностей в образовании со стороны государства, региона, области, города и т.д.
  • социальный заказ на уровень и качество образования обществом и государством;
  • законодательно закрепленный социальный заказ;
  • уровень достижений человечества в науке;
  • учет передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
  • творческий и интуитивный подход к воспитательно-образовательному процессу со стороны педагогического коллектива и руководства учебного заведения; организация и реализация опытно-экспериментальной работы.

Инновационные модели образовательных учреждений

Под инновационными образовательными системами понимают комплекс образовательных учебных организаций, на базе которых осуществляется поиск новых моделей образования и управления, разрабатываются и внедряются новые педагогические технологии. Важным фактором эффективности внедрения инноваций в образовательные системы является соблюдение технологии инновационного проектирования.

Современные инновационные образовательные организации и учреждения значительно отличаются содержанием педагогического процесса.

На сегодняшний день среди инновационных образовательных систем России, выделяют следующие инновационные направления:

  1. обновление системы образования, учебных и воспитательных программ, согласно современным и актуальным требованиям к образованию;
  2. формирование и развитие в каждом ребенке творческого потенциала, заложенного в нем природой от рождения;
  3. направленность на саморазвитие всех участников образовательного процесса.

Выделяют три основных состояния инновации образовательных систем согласно уровню и характеру внедренных инноваций:

  • Первый: авангардные, пилотные образовательные организации, школы-лаборатории - бесспорные лидеры с устойчивой и системной инновационной деятельностью.
  • Второй: экспериментальные и опытно-экспериментальные образовательные организации, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие эксперимент, опытную деятельность в одном или нескольких направлениях.
  • Третий: поисковые, продвинутые образовательные организации - с отчетливой инновационной тенденцией, внутренним стремлением к обновлению, обретением собственного лица и поиском путей такого обретения.

Модель инновационной образовательной организации имеет характерные параметры педагогического процесса:

  • познавательные возможности, которые образовательное учреждение или организация предоставляет детям;
  • характер взаимодействия между участниками образовательного процесса;
  • отношение к учебному процессу со стороны учащихся;
  • дифференцированный подход к воспитанию и обучению детей;
  • реализация личной направленности учебного процесса на развитие у учащегося его индивидуальных возможностей;
  • осуществление диагностики возможностей, потребностей и способностей каждого ребенка, а также выявление проблем в обучении;
  • разработка и внедрение авторских программ воспитания и обучения детей с учетом их возрастных возможностей и потребностей;
  • развитие непрерывности образования на всех ступенях и уровнях.
Замечание 2

Таким образом, в рамках инновационного поиска осуществляется также экспериментальная проверка новых учебно-воспитательных технологий, оптимизация базового образовательного стандарта, новых диагностических методик, дающих возможность наиболее детально, объективно и полно получить своевременную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результата.

Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot