Понятие «информационно-образовательная система»
Глобальные изменения в обществе, вызванные формированием и развитием информационного общества, привели к информатизации образования, что позволило решить одну из основных задач образования – повышение его качества благодаря использованию современных информационных и коммуникационных технологий.
Формирование у обучающихся умений работы с электронными средствами обработки и передачи информации благоприятствует развитию интеллектуального и творческого потенциала, удовлетворению информационной потребности, адекватному применению информационных ресурсов в разных сферах человеческой деятельности.
Информационно-образовательная система определяется, как:
- системно организованный комплекс информационного, учебно-методического и технического обеспечения, тесно связанный с индивидом, как субъектом образовательного процесса;
- единое информационно-образовательное пространство, созданное благодаря интеграции информации на электронных и традиционных носителях, на компьютерно-телекоммуникационном взаимодействии и включающее учебно-методические комплексы, информационные базы данных, расширенный набор дидактических материалов, виртуальные библиотеки, электронные каталоги программ, дискуссионные клубы и др.;
- релевантный антропософический информационный антураж, используемый для выявления талантов и творческого потенциала обучающегося и обучающего;
- система, основанная на гибридном интеллекте с преобладающим использованием различных технических средств и приемов обработки информации;
- открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, социально и интеллектуально развитой личности.
В соответствии с государственными образовательными стандартами информационно-образовательная система должна включать:
- информационные образовательные ресурсы, включая цифровые ресурсы;
- информационные и коммуникационные технологии;
- комплекс технологических сред;
- совокупность современных педтехнологий, обеспечивающих процесс обучения в информационной среде современной образовательной системы.
Основная цель информационно-образовательной системы - формирование индивида новой информационной культуры, стремящегося к успеху и предприимчивого, гармонично входящего в новый «цифровой социум».
Основные понятия информационно-образовательной системы: информационная культура, информационно - образовательное пространство, информационно - коммуникативная деятельность, виртуальная среда, интерактивное обучение и воспитание, индивидуализация обучения, программное обеспечение.
Принципы построения информационно-образовательной системы
Информационно-образовательная система позволяет объединить посредством сетевых технологий, технические и программные средства обучения, методическое, организационное и математическое обеспечение, направленное на повышение доступности и эффективности образовательного процесса.
Информационно-образовательная система строится на следующих принципах:
- Многокомпонентность. Информационно-образовательная система включает в себя различные компоненты: программное обеспечение, учебно-методические материалы, тренинговые системы, информационно-справочные системы, базы данных, технические средства, хранилища информации, тесно между собой взаимосвязанные.
- Интегральность. Включает в себя всю совокупность базовых знаний в науке и технике, определяемых профилями подготовки специалистов, информационно-справочные учебные материалы, междисциплинарные связи, позволяющие детализировать и углубить знания.
- Распределенность. Информационная компонента системы оптимально распределена по серверам (хранилищам информации) с учетом ограничений и требований современных технических средств.
- Адаптивность. Информационно-образовательная система должна гибко модифицировать свое информационное ядро органично внедряться в традиционную систему образования, не нарушая ее принципов и структуры построения.
Принципы построения информационно-образовательной системы позволяют рассматривать ее в качестве элемента традиционной образовательной системы, и, в тоже время как самостоятельную систему, ориентированную на развитие активной творческой деятельности обучающихся с использованием новых информационных технологий.
Основой информационно-образовательной системы является дисциплинарное ядро, которое представляет собой всю совокупность дисциплин соответствующей специальности. Именно специальность является информационно-образовательным продуктом, наиболее востребованным обществом. Помимо дисциплинарного ядра информационная система включает интерактивные элементы поддержки учебного процесса, информационно-справочную базу, блок администрирования и сопровождения учебного процесса.
Роль информационно-образовательной системы
Информационно-образовательная система значительно расширяет пространство для самостоятельной работы обучающегося, вносит разнообразие в ее методы и формы. Она позволяет в большем объеме использовать различные методы содержания воспитания, обработки знаний, значительно увеличивает количество наглядных материалов.
Внедрение информационной системы в образовательный процесс изменяет и облегчает контролирующие функции, повышая уровень самооценки и самоконтроля, позволяя через создание мониторинга, сделать его систематическим. Значительно повышается активность познания, что позволяет приобретать только необходимые индивиду знания, а также индивидуализирует обучение. Информационная система позволила органично соединить учебную и вне учебную деятельность, намного повысив долю последней.
Информатизация образования позволила повысить положительную мотивацию процесса обучения, под ее воздействием стал меняться сам характер обучающегося.