Понятие «образовательная система», ее виды
В общетеоретическом смысле система – это совокупность частей, находящихся во взаимной связи, закономерно расположенных и представляющих собой единое целое.
Образовательная система - любая, специальным способом организованная система, основная цель которой – включение индивида в культуру для формирования определенной готовности к действию, к налаживанию механизмов адаптации, ориентации, коммуникации, побуждения, продуцирования ценностей культуры.
Виды образовательных систем:
- Системы образования в масштабе всего государства (муниципальная система образования, система образования субъекта РФ (региона), система образования РФ).
- Система образовательных организаций.
- Образовательное учреждение как система.
- Образовательный процесс как система.
Государственный образовательный стандарт
Структура системы образования включает: Государственные образовательные стандарты (ГОС, ФГОС), образовательные программы разного уровня и направленности; образовательные учреждения разных организационно-правовых видов, форм и типов; государственные и муниципальные органы управления образованием.
Государственные образовательные стандарты - важнейший государственный документ в области образования. К законодательным документам, регулирующим образовательный процесс также относятся: Закон об образовании, Национальная Доктрина образования, Концепция модернизации образования, Федеральная программа развития образования.
Основные функции Государственного образовательного стандарта: обеспечивает целостность образовательного пространства; является механизмом обеспечения гарантий на образование на государственном уровне; содержит требования к условиям реализации стандарта, ее результатам, а также к содержанию и структуре образовательных программ.
Федеральные государственные стандарты нового поколения приоритетными целями развития образования называют развитие личности средствами образования, в соответствии чем основным результатом образования являются предметные и межпредметные действия, универсальные учебные действия, которые выступают критериями самостоятельной учебной деятельности и личностного развития.
ГОСы разрабатываются для разных уровней образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, среднего специального, высшего профессионального образования. С 2014 года введен государственный стандарт для дошкольного образования.
ФГОСы являются основой для разработки и внедрения основных образовательных программ для разных уровней образования. Образовательная программа (ООП) – это нормативный документ, который определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
Система образовательных организаций
В России на сегодняшний день система образовательных организаций представлена следующими учреждениями:
- дошкольные учреждения;
- общеобразовательные организации, в том числе внешкольные;
- организации для детей, лишившихся попечения родителей и для детей-сирот;
- организации дополнительного образования;
- организации профессионального образования;
- иные организации, предоставляющие образовательные услуги.
Наиболее широко распространенной общеобразовательной организацией является школа. Школа как система обладает сложной структурой, ее нужно рассматривать с нескольких позиций: в масштабе коллективов, в социальном масштабе, в масштабе процессов.
В системе «общеобразовательная школа» инвариантным структурным компонентом выступает целевой блок, который включает цель деятельности школы и ее миссию. Цель деятельности - прогнозируемый образовательный результат, достижение которого планируется на определенный и длительный период времени. Цели могут быть долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочная цель формулируется в зависимости от ее миссии. Краткосрочные цели определяют задачи школы. В формулировках задач указываются способы и этапы достижения целей. К целям и задачам выдвигаются определенные требования: достижимость, измеримость и конкретность.
Миссия школы – принятое добровольно и коллективно решение о предназначении школы. Миссия отражает общие ценности, к которым стремится педагогический коллектив школы. Формулировка миссии связана с социальным заказом региона, а также с возможностями педагогического коллектива. Школа, определяясь со своей миссией, обозначает собственный вид и статус.
Вариативные структурные компоненты школы в качестве образовательной системы: совокупность стандартов и образовательных программ, которые реализуются в школе; структурные подразделения, воплощающие программы в жизнь; структуры управления и школьные службы.
Структурные компоненты в масштабе коллектива: элементы общественного управления (попечительский совет, совет школы, собрание школы); педагогический коллектив; администрация школы; ученики; родители.
В масштабе процессов, реализуемых в школе, выделяют: образовательный, управленческий, обеспечивающий и инновационный.
Образование можно рассматривать только с позиции комплексного системно-процессуального подхода, а именно:
- образовательный процесс в качестве системы - совокупность компонентов образовательного процесса, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности (целевой, процессуальный, содержательный, диагностический), а также технологии, формы, методы, средства образования;
- образование как процесс - процесс обучения и воспитания, выступающий общественным благом и осуществляемый в интересах индивида, семьи, социума и государства, совокупность приобретаемых ценностных установок, умений, знаний, навыков, опыта деятельности, компетенции в целях духовно-нравственного, интеллектуального, физического, творческого и профессионального развития.