Развивающее обучение — это одно из популярных направлений в теории и практике образования, которое ориентировано на развитие у учащихся познавательных, нравственных и физических способностей, посредством использования их потенциальных возможностей.
Понятие и сущность развивающего обучения
В настоящее время, из всех существующих технологий обучения, наиболее признанной и востребованной является технология развивающего обучения. У истоков формирования данной технологии стояли такие известные педагогики и психологи как Л. В. Занкова, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие.
Развивающее обучение – это обучение, основанное на управлении педагогом психическим развитием учащихся.
В процессе развивающего обучения педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие у учащихся данных, заложенных в нем природой от рождения.
В настоящее время под развивающим обучением понимается способ, который отличается от традиционного тем, что он:
- Учитывает и использует возрастные закономерности и особенности развития каждого ребенка.
- Обучение должно опережать развитие ребенка и протека в зоне его ближайшего развития.
- Ребенок должен быть субъектом, а не объектом, педагогического воздействия.
- Основная цель обучения – формирование умений и навыков применения полученной в ходе обучения информации.
Уровни развития ребенка по Л. С. Выготскому
На становление и последующее развитие идей развивающего обучения значительное влияние оказали труды Л. С. Выготского. До того времени, когда Л. С. Выготский занялся разработкой данного вопроса считалось, что развитие ребенка, в том числе и интеллектуальное, осуществляется вслед за воспитанием и обучением. Именно Л. С. Выготский первый высказал мысль о том, что педагогика, направленная на развитие ребенка должна ориентироваться не на вчерашний день, а на сегодняшний. Только в том случае, если обучение «идет» впереди развития, оно будет действенным и эффективным. Это связано с тем, что таким образом обучение пробуждает и вызывает к деятельности целый комплекс функций, которые находятся на стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития.
Л. С. Выготским были выделены два уровня в развитии ребенка:
- Уровень актуального развития – представлен теми качествами, которые уже сформировались у ребенка, умениями и навыками, выполняемыми самостоятельно.
- Зона ближайшего развития – представлена видами деятельности, которые ребенок еще не может самостоятельно выполнять, но при этом справляется с ними при помощи взрослых.
Одним из важнейших качеств развивающего обучения является создание зоны ближайшего развития, которая способна вызывать, побуждать и приводить в движение внутренние процессы психических новообразований.
Таким образом, очень важно, чтобы обучение осуществлялось в зоне ближайшего развития учащихся.
На основании теории развивающего обучения Л. С. Выготского, в настоящее время разработаны ряд технологий развивающего обучения, например, технология развивающего обучения, разработанная и апробированная Л. В. Занковой, которая направлена на целостное и всестороннее развитие личности ребенка. Данная технология активно используется в начальной школе.
Принцип развивающего обучения Л. Н. Занковой
Основные принципы развивающего обучения были выделены и описаны Л.Н. Занковой:
- Принцип обучения на высоком уровне трудностей – предусматривает то, что предлагаемый учащимся учебный материал должен предоставлять им некоторые преодоления и препятствия. Только в этом случае процесс развития будет протекать динамично.
- Принцип ведущей роли теоретических знаний над практическими умениями и навыками, без их принижения. Учебный материал, который педагог «дает» учащимся, должен быть глубоким и обширным, а процесс обучения осуществляться на высоком уровне трудностей.
- Принцип высокой сложности и системности содержания обучения, в соответствии с адекватной зоной ближайшего развития учащихся. Учебный материал должен быть не слишком легким и не слишком сложным. В том случае, если учебный материал будет легким, то процесс обучения не станет вызывать у учащихся должного интереса и мотивации, так как они не узнают ничего нового. Аналогично и в случае со сложным учебным материалом, который напротив не будет давать учащимся возможности что-то узнавать в силу того, что он попросту не доступен им для понимания и освоения. Важно определить ту середину сложности, которая будет «подталкивать» и мотивировать учащихся на обучение и развитие.
- Принцип динамичного продвижения в изучении учебного материала. В процессе изучение учебного материала необходимо продвигаться быстрыми темпами. В том случае, если педагогом непреднамеренно замедляется темп обучения, посредством многократного и однообразного повторения уже пройденного материала, создаются какие-либо проблемы в дальнейшем продвижении, то осуществление процесса обучения на должном высоком уровне трудности становится уже невозможным.
- Принцип осознания учащимся значимости процесса обучения. Педагог должен донести до учащихся цель обучения. Задача учащихся осознанно ее принять и понять, представить путь её достижения. Все это гарантирует сознательное освоение учебной информации.
- Принцип проблематизации содержания обучения – предусматривает широкое использование системы знаний поискового характера.
- Принцип осуществления комплексной работы, предусматривающей направления по развитию всех сторон личности учащихся. Данный принцип предполагает индивидуальный подход к процессу обучения.
Технология обучающего развития в России получила широкое распространение среди педагогов общеобразовательных школ. Это связано с ее эффективностью и простотой в применении. Однако имеются и те, кто негативно относится к данной технологии, так как считают, что обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимо одновременно для всех учеников.