Внеучебная деятельность – это одно из средств организации межличностных взаимоотношений между учащимися и классным руководителем, цель которых заключается в создании органов ученического управления и школьного коллектива.
Цели и задачи внеучебной деятельности
Основной целью внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС является создания благоприятных условий, направленных на получение учащимися необходимого социального опыта существования в современном обществе и формирование системы ценностей, принимаемой данным обществом.
Организация внеучебной деятельности предполагает создание условий, необходимых для всестороннего становлении личности ребенка, его успешной социализации, а также активизации природных данных и талантов, способствующих творческому и личностному росту учащегося. Во внеучебной деятельности осуществляется формирование и развитие личности с высоким уровнем правового сознания и гражданской ответственности, готовой к продуктивной жизнедеятельности в рамках современных условий.
Практической стороной внеучебной деятельности является раскрытие у учащихся скрытых ресурсов, решение некоторых спорных вопросов воспитания и обучения.
Организация внеучебной деятельности в образовательном учреждении является одной из обязательных составляющих отечественной общеобразовательной системы. Внеучебная деятельность включает в себя работу разнообразных объединений (творческих, спортивных, интеллектуальных), проведение разного рода мероприятий (экскурсии, походы и т.д.). Все они направлены на всестороннее и комплексное решение образовательных целей и задач. Задача педагога заключается в том, чтобы организованная внеучебная деятельность не была оторвана от окружающей действительности и изолирована от интересов общества и ребенка.
Таким образом, правильно организованная внеучебная деятельность, является мощнейшим способом формирования личности учащихся.
Значимость внеучебной деятельности доказывается и тем, что она организуется не по желанию родителей или педагога, а включается в основной учебный план и находится в тесном взаимодействии с общими образовательными целями и задачами.
В том случае, если результаты предметного направления достигаются учащимися непосредственно в рамках образовательного процесса, то внеучебная деятельность позволяет раскрыть в полной мере таланты и способности ребенка. То есть, внеучебная деятельность выбирается ребенком самостоятельно, на основании личных потребностей и возможностей.
С учетом того, что цели внеучебной деятельности связаны с воспитанием личности ребенка, приобретением им социально значимых знаний, умений и навыков, то данный процесс недопустимо осуществлять при отсутствии общественного составляющего. Получение результата внеучебной деятельности достигается только в случае становления у ребенка собственного социального мира посредством познавательной деятельности.
Таким образом, суть организации программ по внеучебной деятельности образовательного учреждения представляет собой совокупность разнообразных образовательных ресурсов учреждения, общества, государства и самого ребенка.
Принципы внеучебной деятельности
Основные принципы организации внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС:
- Выбор внеурочных занятий в соответствии с личными интересами, запросами, способностями и стремлениями.
- Организация внеучебной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.
- Комплексное сочетание коллективного и индивидуального подхода к работе.
- Связь теории с практической деятельностью.
- Опора на наглядности, представление необходимой информации в доступном виде.
- Становление и развитие активной жизненной позиции каждого ребенка.
- Единство и целостность партнерских взаимоотношений между всеми субъектами деятельности.
В том случае, если педагогом соблюдаются все правила ее организации и осуществляется опора на ведущие принципы, то она раскрывает ряд достоинств:
- Функциональное, разумное и адекватное распределение учебной нагрузки.
- Эффективное взаимодействие образовательного учреждения и семьи ребенка.
- Удовлетворение потребностей учащихся в организованных видах деятельности, которые им наиболее интересны.
Таким образом, внеучебная деятельность является именно тем ресурсом, который позволяет образовательному учреждению организовать качественный и эффективный образовательный процесс.
Кроме указанного внеучебная деятельность направлена на решение большинства принципиально важных задач:
- Обеспечение успешной адаптации ребенка в образовательном учреждении.
- Оптимизации учебной нагрузки.
- Выявление и развитие творческих способностей учащихся.
- Создание благоприятных условий для всестороннего развития.
- Формирование целостной системы знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности в выбранном направлении.
Направление внеучебной работы
В соответствии с требованиями ФГОС, внеучебная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительная внеучебная деятельность – является одним из главенствующих направлений, предполагает создание необходимых условий по сохранению и укреплению здоровья детей, формирования у них стойких навыков ЗОЖ.
- Социальная внеучебная деятельность – направлена на овладение детьми знаниями и навыками, обеспечивающими им успешную социализацию и адаптацию в современном обществе.
- Общеинтеллектуальная внеучебная деятельность – предполагает развитие интеллектуальных способностей учащихся, удовлетворение их потребности в знаниях, выходящих за рамки учебной программы.
- Духовно-нравственная внеучебная деятельность – направлена на духовное и нравственное развитие ребенка, формирование у него общепринятых правил поведения в обществе.
- Общекультурная внеучебная деятельность - стремлением преодолеть отчужденность подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических эталонов и духовно-нравственных ориентиров