Задачи воспитания студенческой молодежи
Учебный процесс в вузе тесно связан с процессом воспитания студентов, которое осуществляется в общей системе профессиональной подготовки будущих специалистов.
Воспитание студентов в вузе - это процесс целенаправленной системной деятельности субъектов педагогического процесса (преподавателей) по формированию у объектов (студентов) профессионально значимых качеств характера, форм общего и профессионального поведения, направленный на всестороннее развитие будущего специалиста как активного гражданина государства и профессионала определенной области с положительными общечеловеческими качествами.
Целью воспитания в вузе студентов является подготовка интеллектуального генофонда нации, воспитание национальной элиты, формирование личностного потенциала. Это обеспечит значительную эффективность деятельности будущих специалистов.
В процессе воспитательной работы со студентами реализуются такие задачи воспитания:
- Изучение индивидуальных особенностей студентов.
- Всестороннее формирование будущего специалиста с общечеловеческими и профессиональными ценностями.
- Организация досуга студентов.
- Привлечение студентов к самоуправлению и вырабатывание у них деятельной жизненной позиции.
Структура воспитательного процесса в вузе
Структурными компонентами воспитательного процесса в вузе являются: цели воспитания, содержание воспитания, формы воспитания, методы воспитания, средства воспитания, результат воспитания.
Реализация процесса воспитания в вузе студентов будет эффективной при соблюдении следующих принципов:
- единство национального и общечеловеческого воспитания;
- самодеятельность и активность студенческой молодежи;
- творческая инициатива студентов;
- демократия в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- беспрерывность и преемственность воспитания;
- единство в обучении и воспитании;
- целеустремленность;
- дифференциация воспитательного процесса;
- индивидуализация воспитательного процесса;
- этнизация;
- комплексный подход.
Важнейшие направления воспитания в вузе
Воспитание всесторонне развитой личности будущего специалиста требует проведения разносторонней целенаправленной воспитательной работы в различных направлениях. Это, в свою очередь, обусловливает реализацию направлений воспитания и формирование научного мировоззрения.
Основные направления воспитания:
- гражданское;
- патриотическое;
- моральное;
- трудовое;
- художественно-эстетическое;
- спортивное;
- экологическое;
- правовое.
Реализация содержания задач каждого из указанных направлений предполагает учет специфики будущей профессиональной деятельности специалистов, необходимых для этого человеческих и профессиональных качеств.
Гражданское и патриотическое воспитание - это целенаправленная воспитательная деятельность вузов, которая направлена на формирование у студентов чувства национального достоинства, знаний об истории, традициях и современном состоянии развития русского народа и государства, активной жизненной позиции.
Нравственное воспитание – это воспитательная деятельность учебного заведения, которая направлена на вырабатывание у студентов неизменных нравственных качеств, чувств, потребностей, навыков и манер поведения на основании норм, идеалов и принципов морали, а также участие студентов в практической деятельности. Выпускники должны понимать, что они отвечают за свои поступки и все их действия подлежат моральной оценке. Соблюдая такие условия, студенты, как будущие специалисты, будут готовы работать по профессии и в профессиональном коллективе.
Важными для студентов являются знания нравственных требований по профессиям, которыми они овладевают. А также они должны воспитать в себе те качества, которые будут соответствовать предъявляемым требованиям. Изученные нормы профессиональной этики помогут студентам в быстрой профессиональной адаптации.
Трудовое воспитание - это формирование потребности в труде, творческого и добросовестного отношения к нему, проявление гордости за выбранную профессию, значительных моральных и профессиональных качеств, как гражданина, так и специалиста или работника, формирования практических навыков, умений культуры труда.
Художественно-эстетическое воспитание входит в состав воспитательного процесса и направлено на развитие способностей восприятия и реорганизации действительности по законам красоты во всех сферах человеческой деятельности. Целью такого воспитания в образовании является развитие у будущего специалиста эстетической культуры. Формирование у личности способности к полноценному восприятию, тягу и умение выстраивать свою жизнедеятельность в соответствии с законами красоты, верного понимания прекрасного как в искусстве, так и в действительности.
Спортивное воспитание включает в себя систему социальных и педагогических мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья, слаженное развитие всех функций, форм и человеческих возможностей, закаливание организма, развитие важных для жизни двигательных умений и навыков. В высшем учебном заведении спортивное воспитание представляет собой неотъемлемую часть для развития профессиональной и общей культуры личности, а также системного гуманистического воспитания будущих специалистов.
Экономическое воспитание представляет собой педагогическую деятельность, направленную на развитие особенных знаний экономического сознания и мышления, навыков и умений экономической деятельности, экономически важных качеств у студентов.
Правовое воспитание в высшем учебном заведении - это педагогическая деятельность, которая направлена на развитие у будущих специалистов правового сознания, привычек, навыков правомерного поведения.
Экологическое воспитание представляет собой педагогическую деятельность, направленную на воспитание у будущих специалистов экологической культуры.