Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Задачи школьного воспитания

Школьное воспитание: понятие, возможности, проблемы

Определение 1

Школьное воспитание – целенаправленный процесс, организованный педагогами школы, направленный на нравственное становление личности каждого учащегося.

На сегодняшний день школа обладает следующими воспитательными возможностями:

  1. Установленная шкала нравственных ценностей.
  2. Возможности становления и развития личности ребенка в процессе общения с педагогами и сверстниками.
  3. Возможность осуществления рефлексии собственного поведения в различных ситуациях (на уроке, во время перемены и т.д.).
  4. Большое количество условий создания эффективной воспитательно-образовательной среды, направленной на полноценное развитие личности ребенка (кружки, секции, лаборатории и т.д.).
  5. Возможность организации воспитательно-образовательного процесса таким образом, чтобы он учитывал возможности и потребности ребенка, был основан на соблюдении его прав и свобод.
  6. Организация воспитательно-образовательного процесса на принципах взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.
  7. Возможности влияния на воспитательную среду семьи, организация помощи родителям по вопросам воспитания детей.

Однако помимо перечисленных возможностей, современная школа сталкивается с рядом ограничений и проблем, которые препятствуют эффективной организации воспитательного процесса:

  • Сложная ситуация в стране, оказывающая негативное влияние на морально-нравственные принципы и ценности у подрастающего поколения.
  • Стандартные схемы воспитания в настоящее время не актуальны, не приносят желаемого результата, так как они не оказывают должного влияния на современных детей. Наблюдается процесс отчуждения детей от школы.
  • Современные дети больше ориентируются на западные стандарты и ценности, что вызывает затруднения у педагогов в поисках подходов к ним, так как они не владеют необходимыми знаниями.
  • Достаточно часто отрицательное влияние на установление моральных принципов и норм оказывает телевидение, компьютерные игры, интернет. У детей происходит смещение интересов, зачастую школьным мероприятиям они предпочитают просмотр программ, общение в интернете и т.д.
  • Бюрократизм, который зачастую ориентирован на количество проведенных в школе мероприятий, нежели на их качество и влияние на воспитание учащихся.
  • Необходимость введения нового поколения классных руководителей, которые будут заниматься исключительно ведением класса. Учитель-предметник настолько занят работой, бюрократизмом, что зачастую ему некогда полноценно осуществлять эффективное классное руководство.
  • Слабое финансирование школы, которое отрицательно сказывается на возможности внедрения инноваций, реализации воспитательных программ и т.д.
«Задачи школьного воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, школьное воспитание это очень сложный и деликатный процесс, который требует нетрадиционного подхода к организации и реализации, с целью создания таких условий, которые бы позволили воспитать полноценного члена современного общества.

Задачи воспитания школьников

Задачи школьного воспитания зависят от вида воспитания.

Умственное воспитание – организованный педагогом целенаправленный процесс по усвоению знаний, накопленных человечеством и сохраненных в произведениях искусства (книгах, картинах, музыке и т.д.).

Задачи умственного воспитания:

  • формирование у детей общей картины мира, вооружение их необходимыми знаниями в области науки, природы, техники и т.д.;
  • развитие умений и навыков умственной деятельности: сравнение, наблюдение, понимание, запоминание и т.п.;
  • формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, стремления к самообразованию;
  • развитие познавательных потребностей, способностей и интересов;
  • формирование мотивов и стимулов к получению знаний.

Физическое воспитание – организованный педагогом процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья человека.

Задачи физического воспитания:

  • развитие двигательных умений и навыков, необходимых для полноценной жизнедеятельности;
  • формирование стремления к ЗОЖ и ежедневным занятиям физической культурой;
  • укрепление здоровья ребенка различными способами: физические упражнения, личная гигиена, закаливание;
  • формирование представлений о своем организме, здоровье, режиме дня и т.д.

Трудовое воспитание – специально организованный процесс, направленный на сознательное отношение к труду, формированию трудовых навыков, осознание труда как важной жизненной потребности.

Задачи трудового воспитания:

  • воспитание уважительного отношения к труду, продуктам трудовой деятельности;
  • воспитание трудовых навыков, добросовестного отношения к выполняемой трудовой деятельности;
  • формирование умений и навыков работать как самостоятельно, так и в коллективе (паре);
  • воспитание дисциплинированности, целеустремленности и т.д.

Нравственное воспитание – целенаправленный педагогический процесс по формированию моральных качеств личности.

Задачи нравственного воспитания:

  • формирование необходимых представлений о нравственных качествах воспитанной личности;
  • воспитание нравственных чувств, норм, привычек и компетенций;
  • формирование гуманизма, патриотизма, толерантности и межнациональной терпимости.

Эстетическое воспитание – организованный процесс, направленный на формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к окружающей действительности.

Задачи эстетического воспитания:

  • формирование умения находить прекрасное в произведениях искусствах, природе, обыденном, отношениях людей и т.д.;
  • формирование умения чувствовать и понимать прекрасное;
  • вооружение необходимыми знаниями в области эстетики и искусства;
  • воспитания стремления создавать прекрасное посредством собственных творческих способностей.
Замечание 1

В практике воспитания в школе все эти составные части так тесно переплетены, взаимосвязаны, что расчленить их не представляется возможным. Нельзя сначала решать задачи умственного или физического воспитания, а затем переходить к трудовому и эстетическому воспитанию. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

Дата последнего обновления статьи: 14.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot