Начальное образование – это первая ступень в системе общего образования детей, на которой они приобретают первые знания и представления об окружающем мире, навыки взаимодействия и общения, а также умения решать разнообразные практические и жизненные задачи.
Цель и задачи реализации программы начального образования
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения совокупности задач, стоящих перед начальным образованием:
- Формирование общечеловеческой культуры, осуществление гражданского, духовно-нравственного, социального, интеллектуального и личностного развития.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обеспечение необходимых условий для успешного освоения учащимися образовательной программы начального образования.
- Освоение учащимися необходимых целевых установок, приобретение знаний, умений и навыков, являющихся фундаментов для последующего обучения в средних и старших классах.
- Формирование у учащихся необходимых компетентностей и компетенций, определяемых семейными, личностными, государственными и общественными возможностями и потребностями детей, а также в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями и состоянием здоровья.
- Направленность на развитие индивидуальности, уникальности, самобытности и неповторимости личности каждого учащегося.
- Создание условий для обеспечения преемственности между ступенями начального и среднего общего образования.
- Обеспечение условий для успешного освоения образовательной программы начального образования всеми учащимися, в том числе и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
- Создание условий по обеспечению доступности по получению всеми учащимися качественного начального образования.
- Своевременное выявление способностей учащихся и создание условий для их качественного развития (организация секций, кружков, студий, клубов и т.д.).
- Организация творческих и интеллектуальных соревнований (олимпиад, конкурсов и т.д.), а также деятельности научно-технической и проектно-исследовательской направленности.
- Включение в образовательный процесс разнообразных современных инновационных технологий.
- Создание условий для продуктивной самостоятельной деятельности учащихся.
- Вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, организуемые во внеурочное время не только школой, но и иными социальными институтами.
Основные подходы к достижению цели и решению задач начального образования
В основе достижения цели начального образования и стоящих перед ним задач, лежит системно-деятельностный подход, который предусматривает:
- Воспитание и развитие у каждого ученика таких качеств, которые полностью отвечают потребностям современного общества. В основе воспитательного воздействия заложено формирование у детей толерантности, уважения к истории и культуре другого народа, твердой гражданской и жизненной позиции.
- Использование в воспитательно-образовательном процессе разнообразных методов и средств, направленных на всестороннее развитие личности ребенка и получение им универсальных учебных умений и навыков.
- Направленность на сотрудничество с семьями учащихся, с целью установления единой стратегии воспитания, обучения и развития ребенка, на основании его индивидуальных особенностей.
- Организация воспитательно-образовательного процесса на основании учете возраста учащегося, его гендерных особенностей, социальной среды проживания (учет семейных условий проживания), а также особенностей физиологического и психического развития.
- Использование в образовательном процессе разнообразных индивидуальных траекторий развития каждого учащегося, направленных на обеспечение роста творческого потенциала, познавательного мотива и обогащения форм учебного сотрудничества.
Значимость начального образования и его особенности
Значимость начального образования состоит в том, что те знания и умения, которые ребенок получает на начальной ступени обучения, являются фундаментом его дальнейшего успешного обучения в средних и старших классах.
Особенностью обучения в начальной школе являются:
- Смена деятельности ребенка с игровой на учебную происходит в период обучения в начальной школе. Именно от учителя зависит успешность данного перехода.
- Освоение новой социальной позиции и расширение сферы взаимодействия с окружающей средой, развитие потребности в познании, общении, самовыражении и социальном признании.
- Формирование личной внутренней позиции учащегося, обусловленной его новой социальной ролью.
- Формирование умений и навыков самостоятельно организовывать личное пространство, распоряжаться собственным временем, планировать свою деятельность по достижению определенной цели.
- Формирование у ребенка самооценки, на основании взаимодействия со сверстниками и учителями.
Большое значение для организации начального образования и реализации программы начального образования имеет учет психологических новообразований ребенка младшего школьного возраста.
Данные новообразования характеризуются развитием у ребенка младшего школьного возраста:
- словесно-логического мышления;
- произвольной смысловой памяти;
- анализ собственных действий (рефлекия);
- разнообразные способы и основания действий;
- мотивированной и целенаправленной активности на обучении;
- знаковосимволического мышления;
- моделирования существенных связей и отношений объектов.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.