Понятие и содержание педагогической системы
Педагогическая система — это комплекс взаимосвязанных между собой методов, средств, приемов и факторов, направленных на достижение цели по развитию человека.
В настоящее время в педагогической системе выделяют шесть основных элементов:
- Учащиеся
- Цели (обучения или воспитании)
- Содержание (воспитания или обучения)
- Дидактические (педагогические) процессы
- Педагога и необходимое оборудование для обучения (воспитания)
- Формы (методы, приемы, средства, технологии) педагогической деятельности
Кроме того, принято выделять следующие компоненты педагогической системы:
- деятельность педагога и учащихся (воспитанников)
- управленческая деятельность администрации образовательной организации и непосредственно самого педагога
- педагогические средства, методы, формы, технологии и приемы.
Педагогическая система функционирует на основании следующих принципов:
- Оптимальность выбранных методов, средств и приемов обучения (воспитания)
- Структурированность отдельных частей системы, их упорядоченность и классификация
- Функциональность каждого из элементов системы, регулирующего взаимоотношения в рамках данной системы
- Интегративность элементов, образующих систему, способность сохранять индивидуальность, но при этом эффективно функционировать в виде целого
В качестве одной из особенностей современной педагогики, как науки можно назвать всестороннее и комплексное рассмотрение педагогической деятельности, с учетом обширного круга ее внутренних взаимоотношений и внешней сопряженности системы.
При рассмотрении объекта педагогической системы, его принято выделять как совокупность явления, процесса и отношений, то есть в виде чего-то целого.
По своей структуре и содержанию педагогическая система является динамической, так как взаимоотношения между ее составными элементами постоянно изменяются.
Педагогические системы принято рассматривать на трех уровнях:
- Макроуровень – педагогическая система является государственно-общественной системой воспитания и обучения. Представлена федеральными или региональными системами образования.
- Мезоуровень – педагогическая система отдельной образовательной организации или определенного социального института, реализующего педагогические цели. Представлена педагогической системой ДОУ, общеобразовательной школы, ВУЗа, СУЗа и т.д.
- Микроуровень – педагогическая система, реализуемая в виде авторской программы конкретного педагога, преследует поставленную им цель. Представлена педагогической системой педагога-предметника в средних классах общеобразовательной школы, воспитателя ДОУ и т.д.
Закономерность педагогической системы представлена взаимосвязью ее элементов, так как именно установленные между ними связи оказывают влияние на эффективность решения педагогических задач и успешность достижения поставленной педагогической цели.
Факторы, которые оказывают существенное влияние на управление процессом развития и становления личности учащихся, являются компонентами окружающей среды педагогической системы.
Важное влияние на эффективность функционирования педагогической системы оказывает взаимодействие ее элементов, а конкретно их внутренние и внешние связи, способствующие достижению определенных результатов педагогической деятельности.
По своей природе все педагогические системы являются относительно целостными и самостоятельными, порождающими процесс развития личности человека.
Необходимо так же отметить, что наибольшее значение в развитии личности учащихся являются те педагогические системы, которые осуществляют непосредственный контакт с учащимися. Такими системами являются педагогические системы в семье или в школе. Основой данных систем выступает педагогический процесс.
Цель педагогической системы
Одним из важных элементов педагогической системы являются ее цели.
Так, если цель педагогической системы – формирование знаний, то педагогический процесс приобретает объяснительно-иллюстративный характер.
Если целью системы выступает формирование познавательного интереса и самостоятельности, то педагогический процесс приобретает проблемный характер.
В случае, если целью системы ставится развитие индивидуальных качеств и личности учащегося, то педагогический процесс становится проблемно-развивающим.
Таким образом, цель, поставленная педагогической системой, оказывает влияние на характер педагогического процесса.
В настоящее время все чаще можно встретить мнение, что цель не следует относить к элементам педагогической системы. Это связано с тем, что цель системы сама по себе комплексная и состоит из двух компонентов: требований общества и функционирования системы.
Педагогические системы и происходящие в них процессы направлены на достижение определенных целей.
Глобальные цели - это те, которые поставлены обществом, они трансформируются, соответственно изменяются и становятся актуальными целями педагогических систем, выражая требования общества к молодому поколению, к его членам.
Цели, которые реализуются в педагогических системах, образуют иерархию.
Иерархия целей выглядит следующим образом:
- цели общества (социальный порядок);
- общие цели функционирования системы образования;
- цели функционирования педагогической системы на разных уровнях ее проявления и существования;
- задачи педагогического процесса, протекающего в его элементарных формах (урок, урок, учебный акт, учебная мера).
Динамика отношений между целями:
- Глобальные цели управления (общества) способствуют формированию позиции личности, которая затем решительно влияет на задачи формирования личностных качеств, в любой сфере образования (умственной, трудовой, физической, моральной, эстетической).
- Элементарные цели. Дальнейшее развитие личностных качеств происходит на уровне элементарных целей педагогической системы, связанных с приобретением знаний, навыков и умений.
- Локальные цели педагогических систем: образовательная, развивающая, образовательная.