Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Авторские школы: агрошкола А. А. Католикова

Агрошкола А. А. Католикова

Замечание 1

Католиков Александр Александрович – директор агрошколы-интерната в г. Сыктывкар, народный учитель СССР, член-корреспондент РАО. В условиях типовой школы-интерната им была воплощена модель трудового воспитания А. С. Макаренко.

Агрошкола Католикова – это школа полного дня, режим и организация которой выстроены аналогично коммуне А. С. Макаренко. В агрошколе живет и воспитывается около 300 детей возрастом от 2 до 18 лет.

Материальная база представлена городской и пригородной частями, которые включают помимо учебных и спальных корпусов, медблок, в котором есть все необходимое оснащение, спортивный блок с плавательным бассейном и стрелковый тир.

Пригородная круглосуточная база отдыха и труда представлена учебно-опытным хозяйством, где дети учатся созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы.

Детский городок состоит из учебных и спальных помещений, двух клубов, бани с сауной, просторной столовой, гаражей, вело- и мотоклассов, ангаров для техники, станции ГСМ, водонапорных башен, теплиц, животноводческих помещений.

Классификационные параметры концепции Католикова

По уровню применения данная программа – общепедагогическая, имеющая природосообразную, прагматическую, религиозную философские основы. Основной фактор развития – социогенный.

Организационные формы программы – классно-урочная, академическая и клубная.

Основные цели программы:

  • формировать качества СПД личности;
  • воспитать потребность трудиться, осознанно и творчески подходить к трудовой деятельности;
  • развивать значимые для технологической деятельности психологические функции организма, профессионально важные качества личности, общие способности;
  • формировать профессионализм, сочетающийся с широким политехническим образованием, которое позволяет применять свои знания и способности в разных сферах общественного производства;
  • включать учеников в трудовые, то есть производственные отношения;
  • создавать оптимальные условия для овладения учениками современными экономическими знаниями;
  • формировать гибкие умения, позволяющие ученикам быстро освоить новые виды трудовой деятельности, самостоятельности, инициативности и предприимчивости;
  • воспитывать христианскую веру и профессиональную ориентированность.
« Авторские школы: агрошкола А. А. Католикова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К концептуальным основам программы относят следующие положения:

  • труд – основа формирования личности;
  • интерес и внимание к каждому ученику;
  • любовь и милосердие к детям;
  • сочетание обучения и производительного труда в формате школы-хозяйства;
  • чередование умственного труда и физического;
  • технологическое образование в качестве неотъемлемой части общего;
  • сочетание индивидуально-личностного подхода с коллективным воздействием;
  • разновозрастная организация учебного и трудового процессов;
  • педагогика параллельного действия и школьный коллектив типа школ Макаренко;
  • самоуправление и самоконтроль детей;
  • возрождение духовных начал – нельзя полюбить человека, не полюбив Бога.

Содержание концепции

Концепция Католикова включает следующие направления:

  1. Формирование качеств СДП – содержание образования в агрошколе базируется на трудовом обучении, профессиональном обучении общественно полезной работу, а также производительном труде и внеклассной деятельности по науке и технике. Курсы по трудовому обучению состоят из многосторонней информации и выполнения практических работ по обработке металлов, древесины, тканей и прочих материалов, электротехнические работы и машиноведение. Начальное профессиональное образование проводят по сельскохозяйственным профессиям и специальностям обслуживающего труда.
  2. Экологическая деятельность – богатые возможности для развития детей предоставляются экологической деятельностью. Дети изучают основы охраны природы в лесных заказниках, занимаются санитарной рубкой леса, отслеживают разведение рыб в реке, высаживают саженцы деревьев и пр.
  3. Экономическое просвещение – напрямую взаимосвязано с трудовым воспитанием, основанным на участии детей в производительном труде. Интернат уже на протяжении нескольких лет полностью сам обеспечивает себя овощами и картофелем, а излишки продает горожанам. С 4 класса дети получают зарплату за вклад в производительный труд: часть выдается детям на руки, а часть кладут на личный счет ребенка, которым он может воспользоваться только в 18 лет.
  4. Духовное воспитание – в агрошколе не проводятся религиозные обряды, но ведутся беседы на религиозные темы, читают христианскую литературу, направляют на поиск нравственной Истины в вероучениях.
  5. Территория детства состоит из игровых помещений, школьного музея, библиотеки, спортзала, досуга, представленного несколькими десятками кружков, секций и студий.

Методика обучения знаниям, умениям и навыкам действенно-практической сферы личности ребенка, привлечение детей к участию в производительном труде обеспечивают органическое единство решения задач трудового обучения и нравственно-эстетического воспитания. К ведущим формам обучения относят:

  • бригадно-групповую;
  • индивидуальное ученичество с наставником;
  • производственные и строительные бригады;
  • учебно-опытное хозяйство;
  • школьное лесничество;
  • подряды разного типа.

Первичные детские коллективы организуют по принципу разновозрастной бригады, действующей на основании общих дел и забот.

Разновозрастные бригады работают на основании самоуправления. Бригадира выбирают на общем собрании бригады. Каждая бригада разрабатывает собственную эмблему, песню и вымпел

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot