Агрошкола А. А. Католикова
Католиков Александр Александрович – директор агрошколы-интерната в г. Сыктывкар, народный учитель СССР, член-корреспондент РАО. В условиях типовой школы-интерната им была воплощена модель трудового воспитания А. С. Макаренко.
Агрошкола Католикова – это школа полного дня, режим и организация которой выстроены аналогично коммуне А. С. Макаренко. В агрошколе живет и воспитывается около 300 детей возрастом от 2 до 18 лет.
Материальная база представлена городской и пригородной частями, которые включают помимо учебных и спальных корпусов, медблок, в котором есть все необходимое оснащение, спортивный блок с плавательным бассейном и стрелковый тир.
Пригородная круглосуточная база отдыха и труда представлена учебно-опытным хозяйством, где дети учатся созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы.
Детский городок состоит из учебных и спальных помещений, двух клубов, бани с сауной, просторной столовой, гаражей, вело- и мотоклассов, ангаров для техники, станции ГСМ, водонапорных башен, теплиц, животноводческих помещений.
Классификационные параметры концепции Католикова
По уровню применения данная программа – общепедагогическая, имеющая природосообразную, прагматическую, религиозную философские основы. Основной фактор развития – социогенный.
Организационные формы программы – классно-урочная, академическая и клубная.
Основные цели программы:
- формировать качества СПД личности;
- воспитать потребность трудиться, осознанно и творчески подходить к трудовой деятельности;
- развивать значимые для технологической деятельности психологические функции организма, профессионально важные качества личности, общие способности;
- формировать профессионализм, сочетающийся с широким политехническим образованием, которое позволяет применять свои знания и способности в разных сферах общественного производства;
- включать учеников в трудовые, то есть производственные отношения;
- создавать оптимальные условия для овладения учениками современными экономическими знаниями;
- формировать гибкие умения, позволяющие ученикам быстро освоить новые виды трудовой деятельности, самостоятельности, инициативности и предприимчивости;
- воспитывать христианскую веру и профессиональную ориентированность.
К концептуальным основам программы относят следующие положения:
- труд – основа формирования личности;
- интерес и внимание к каждому ученику;
- любовь и милосердие к детям;
- сочетание обучения и производительного труда в формате школы-хозяйства;
- чередование умственного труда и физического;
- технологическое образование в качестве неотъемлемой части общего;
- сочетание индивидуально-личностного подхода с коллективным воздействием;
- разновозрастная организация учебного и трудового процессов;
- педагогика параллельного действия и школьный коллектив типа школ Макаренко;
- самоуправление и самоконтроль детей;
- возрождение духовных начал – нельзя полюбить человека, не полюбив Бога.
Содержание концепции
Концепция Католикова включает следующие направления:
- Формирование качеств СДП – содержание образования в агрошколе базируется на трудовом обучении, профессиональном обучении общественно полезной работу, а также производительном труде и внеклассной деятельности по науке и технике. Курсы по трудовому обучению состоят из многосторонней информации и выполнения практических работ по обработке металлов, древесины, тканей и прочих материалов, электротехнические работы и машиноведение. Начальное профессиональное образование проводят по сельскохозяйственным профессиям и специальностям обслуживающего труда.
- Экологическая деятельность – богатые возможности для развития детей предоставляются экологической деятельностью. Дети изучают основы охраны природы в лесных заказниках, занимаются санитарной рубкой леса, отслеживают разведение рыб в реке, высаживают саженцы деревьев и пр.
- Экономическое просвещение – напрямую взаимосвязано с трудовым воспитанием, основанным на участии детей в производительном труде. Интернат уже на протяжении нескольких лет полностью сам обеспечивает себя овощами и картофелем, а излишки продает горожанам. С 4 класса дети получают зарплату за вклад в производительный труд: часть выдается детям на руки, а часть кладут на личный счет ребенка, которым он может воспользоваться только в 18 лет.
- Духовное воспитание – в агрошколе не проводятся религиозные обряды, но ведутся беседы на религиозные темы, читают христианскую литературу, направляют на поиск нравственной Истины в вероучениях.
- Территория детства состоит из игровых помещений, школьного музея, библиотеки, спортзала, досуга, представленного несколькими десятками кружков, секций и студий.
Методика обучения знаниям, умениям и навыкам действенно-практической сферы личности ребенка, привлечение детей к участию в производительном труде обеспечивают органическое единство решения задач трудового обучения и нравственно-эстетического воспитания. К ведущим формам обучения относят:
- бригадно-групповую;
- индивидуальное ученичество с наставником;
- производственные и строительные бригады;
- учебно-опытное хозяйство;
- школьное лесничество;
- подряды разного типа.
Первичные детские коллективы организуют по принципу разновозрастной бригады, действующей на основании общих дел и забот.
Разновозрастные бригады работают на основании самоуправления. Бригадира выбирают на общем собрании бригады. Каждая бригада разрабатывает собственную эмблему, песню и вымпел