Педагогическая литература – это систематизация педагогического материала разного рода.
В педагогической литературе освещаются текущие проблемы современного образования, опыт педагогической деятельности, педагогические исследования, научные разработки.
Педагогическая литература является источником педагогических идей и носит научный характер. Она выступает руководством к действию т.е. содержит основы реализации педагогической деятельности, методы и подходы в обучении, воспитании и развитии.
Функциональное значение анализа педагогической литературы
Анализ педагогической литературы – это исследование содержания и структуры научных педагогических изданий, посредством их систематизации и обзора в конкретно установленном порядке.
Анализ педагогической литературы проводиться в направление выяснения конкретной проблемы педагогического характера, ее рассмотрения разными авторами, их взглядов на данную проблему и ее суть и их актуальности на том или ином этапе развития образовательной деятельности.
Функциональное назначение анализа педагогической литературы сводится к:
- Рассмотрению конкретной педагогической проблемы в научном мире в целом и в педагогической науке, педагогической сфере деятельности в частности.
- Рассмотрению различных точек зрения по исследуемой проблеме.
- Выявлению опорных позиций по проблеме с учетом того, что исследовано в современном научном мире.
- Исследованию актуальности рассматриваемой проблемы.
- Исследованию достаточной разработанности изучаемой проблемы.
- Аргументации собственных исследовательских разработок, обоснование аналитических выводов, рассуждений и умозаключений.
Анализ педагогической литературы реализуется на разных этапах развития общества, исходя из текущих образовательных потребностей. Он реализуется в опоре на применение научных методов исследования с соблюдением культурных основ его проведения.
Культура исследования научной педагогической литературы
Проведение анализа современной педагогической литературы реализуется через ее предварительную систематизацию. Предполагается определение актуальной педагогической проблемы и выбор нескольких литературных источников, отражающих позиции разных авторов по ней. Далее, разбор педагогической литературы осуществляется в такой последовательности:
- Определение структуры конкретного педагогического процесса, явления, объекта. Рассматриваются этапы исторического развития, стадии функционирования педагогических объектов или процессов, их компоненты, звенья.
- Рассмотрение практических путей решения, рассматриваемой проблемы. Разбираются литературные источники, отражающие предложения разных авторов, их подходы к решению, существующей проблемы, обоснование актуальности и возможности практического применения того или иного подхода.
- Рассмотрение сложностей решения конкретной проблемы. Изучаются трудности проведения того или иного педагогического исследования, основ его реализации.
- Рассмотрение условий продуктивной организации образовательной деятельности в конкретной области, конкретном направлении. Изучаются точки зрения разных авторов, выделенные ими условия развития образования на конкретном этапе развития общества.
Проводя анализ современной педагогической литературы, формируется перечень авторов, имеющих одинаковые взгляды и суждения по конкретной проблеме. При этом, верность их взглядов не доказывается, не подтверждается в ходе анализа. Анализ ориентирован на трактовку их суждений, исходя из современных педагогических реалий. Нельзя говорить о том, что в ходе исследования произошло подтверждение верности суждений того или иного автора. Это нарушает культуру аналитической деятельности. Автор текущего исследования педагогической литературы может, лишь, выразить мнение о том, что позиции того или иного автора, его подходы, его воззрения актуальны и в современное время и могут быть положены в основу педагогической деятельности наших дней.
Этапы проведения анализа современной педагогической литературы
Анализ педагогической литературы современного общества предполагает поэтапное рассмотрение научной педагогической информации по конкретной теме исследования. Оно реализуется в ходе соблюдения следующей последовательности действий:
- Ознакомление с общими сведениями, касающимися конкретного педагогического вопроса, проблемы.
- Составление списка педагогической литературы, которая будет исследована для рассмотрения той или иной проблемы т.е. тех источников, в которых освещается данная проблема.
- Проведение исследования статей конкретных авторов, их систематизация и последовательное расположение.
- Знакомство с иными источниками информации по рассматриваемой проблемы. Имеются в виду свежие статьи из научных педагогических журналов, интернет-ресурсы, диссертационные исследования современных авторов и др.
- Структурирование информации по исследуемой педагогической проблеме.
- Последовательное и органичное представление итогов, проведенной аналитической работы. Дается теоретическое обоснование рассматриваемой проблемы, ее практическая реализация, представление разными авторами и разными подходами, подтверждение актуальности их взглядов и практические рекомендации по применению того или иного литературного источниками в решении практических педагогических задач, актуальность и целесообразность их использования.
Методы проведения анализа современной педагогической литературы
Анализ современной педагогической литературы проводится с опорой на следующие методы:
- Метод обработки данных. Он представляет собой использование математических приемов для анализа данных педагогической литературы. Он отражает достоверность результатов исследования;
- Анализ эмпирических данных. Он предполагает содержательное представление, полученных результатов педагогического анализа с определением закономерностей развития той или иной проблемы и практическими рекомендациями ее решения;
- Сравнительный анализ результатов исследования. Он связан с сопоставлением своих гипотез по конкретной проблеме с гипотезами современных авторов, представленных в педагогической литературе.