Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ современной педагогической литературы

Определение 1

Педагогическая литература – это систематизация педагогического материала разного рода.

В педагогической литературе освещаются текущие проблемы современного образования, опыт педагогической деятельности, педагогические исследования, научные разработки.

Педагогическая литература является источником педагогических идей и носит научный характер. Она выступает руководством к действию т.е. содержит основы реализации педагогической деятельности, методы и подходы в обучении, воспитании и развитии.

Функциональное значение анализа педагогической литературы

Анализ педагогической литературы – это исследование содержания и структуры научных педагогических изданий, посредством их систематизации и обзора в конкретно установленном порядке.

Анализ педагогической литературы проводиться в направление выяснения конкретной проблемы педагогического характера, ее рассмотрения разными авторами, их взглядов на данную проблему и ее суть и их актуальности на том или ином этапе развития образовательной деятельности.

Функциональное назначение анализа педагогической литературы сводится к:

  • Рассмотрению конкретной педагогической проблемы в научном мире в целом и в педагогической науке, педагогической сфере деятельности в частности.
  • Рассмотрению различных точек зрения по исследуемой проблеме.
  • Выявлению опорных позиций по проблеме с учетом того, что исследовано в современном научном мире.
  • Исследованию актуальности рассматриваемой проблемы.
  • Исследованию достаточной разработанности изучаемой проблемы.
  • Аргументации собственных исследовательских разработок, обоснование аналитических выводов, рассуждений и умозаключений.

Анализ педагогической литературы реализуется на разных этапах развития общества, исходя из текущих образовательных потребностей. Он реализуется в опоре на применение научных методов исследования с соблюдением культурных основ его проведения.

«Анализ современной педагогической литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Культура исследования научной педагогической литературы

Проведение анализа современной педагогической литературы реализуется через ее предварительную систематизацию. Предполагается определение актуальной педагогической проблемы и выбор нескольких литературных источников, отражающих позиции разных авторов по ней. Далее, разбор педагогической литературы осуществляется в такой последовательности:

  • Определение структуры конкретного педагогического процесса, явления, объекта. Рассматриваются этапы исторического развития, стадии функционирования педагогических объектов или процессов, их компоненты, звенья.
  • Рассмотрение практических путей решения, рассматриваемой проблемы. Разбираются литературные источники, отражающие предложения разных авторов, их подходы к решению, существующей проблемы, обоснование актуальности и возможности практического применения того или иного подхода.
  • Рассмотрение сложностей решения конкретной проблемы. Изучаются трудности проведения того или иного педагогического исследования, основ его реализации.
  • Рассмотрение условий продуктивной организации образовательной деятельности в конкретной области, конкретном направлении. Изучаются точки зрения разных авторов, выделенные ими условия развития образования на конкретном этапе развития общества.

Проводя анализ современной педагогической литературы, формируется перечень авторов, имеющих одинаковые взгляды и суждения по конкретной проблеме. При этом, верность их взглядов не доказывается, не подтверждается в ходе анализа. Анализ ориентирован на трактовку их суждений, исходя из современных педагогических реалий. Нельзя говорить о том, что в ходе исследования произошло подтверждение верности суждений того или иного автора. Это нарушает культуру аналитической деятельности. Автор текущего исследования педагогической литературы может, лишь, выразить мнение о том, что позиции того или иного автора, его подходы, его воззрения актуальны и в современное время и могут быть положены в основу педагогической деятельности наших дней.

Этапы проведения анализа современной педагогической литературы

Анализ педагогической литературы современного общества предполагает поэтапное рассмотрение научной педагогической информации по конкретной теме исследования. Оно реализуется в ходе соблюдения следующей последовательности действий:

  1. Ознакомление с общими сведениями, касающимися конкретного педагогического вопроса, проблемы.
  2. Составление списка педагогической литературы, которая будет исследована для рассмотрения той или иной проблемы т.е. тех источников, в которых освещается данная проблема.
  3. Проведение исследования статей конкретных авторов, их систематизация и последовательное расположение.
  4. Знакомство с иными источниками информации по рассматриваемой проблемы. Имеются в виду свежие статьи из научных педагогических журналов, интернет-ресурсы, диссертационные исследования современных авторов и др.
  5. Структурирование информации по исследуемой педагогической проблеме.
  6. Последовательное и органичное представление итогов, проведенной аналитической работы. Дается теоретическое обоснование рассматриваемой проблемы, ее практическая реализация, представление разными авторами и разными подходами, подтверждение актуальности их взглядов и практические рекомендации по применению того или иного литературного источниками в решении практических педагогических задач, актуальность и целесообразность их использования.

Методы проведения анализа современной педагогической литературы

Анализ современной педагогической литературы проводится с опорой на следующие методы:

  1. Метод обработки данных. Он представляет собой использование математических приемов для анализа данных педагогической литературы. Он отражает достоверность результатов исследования;
  2. Анализ эмпирических данных. Он предполагает содержательное представление, полученных результатов педагогического анализа с определением закономерностей развития той или иной проблемы и практическими рекомендациями ее решения;
  3. Сравнительный анализ результатов исследования. Он связан с сопоставлением своих гипотез по конкретной проблеме с гипотезами современных авторов, представленных в педагогической литературе.
Дата последнего обновления статьи: 11.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot