Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
Семья – это социальный институт, который обладает признаками брачных отношений, сотрудничества, добровольности создания и репродуктивной направленностью деятельности.
Семья обладает огромным воспитательным потенциалом. Семейное воспитание охватывает не только период детства, но и всю сознательную жизнь любого гражданина. Поэтому, воспитательное воздействие семьи имеет важную роль в становлении и развитии личности, ее социализации.
От семейного уклада, внутрисемейного климата зависит формирование нравственных основ личности ребенка, освоение им культурных ценностей и норм социального поведения.
Насколько эффективным будет семейное воспитание определяет ее морально-психологическая обстановка, формирующаяся за счет системы взаимоотношений между членами семьи. Семейная атмосфера определяет социально-культурную функцию семьи и решение ею воспитательных задач социокультурной направленности.
Если семья полноценно и продуктивно исполняет свою социально-культурную функцию, то это способствует развитию у ребенка важных нравственных и культурных потребностей. К ним относятся:
- Потребность в семье и близких людях, любви и защите.
- Потребность в духовном развитии.
- Потребность в расширении своих духовных качеств и повышении их значимости.
- Потребность в самовоспитании, самосовершенствовании, саморазвитии и самоутверждении.
- Потребность в честности и прямодушии.
- Потребность в уважении.
- Потребность в наличии каких-то социальных обязанностей.
Воспитание начинается в семье. Поэтому потребности, первоначально формируются в ней, а потом расширяется их перечень и углубляется значимость в социальной сфере деятельности.
Семья является институтом, который сотрудничает с другими социальными институтами и областями и реализуется воспитание подрастающего поколения.
Семья определяет убеждения личности, ее нравственные ценности и идеалы, мировоззрение.
Важность воспитательной функции семьи, особенно, привитие социально-культурных основ, обусловлено тем, что семья представляет собой социальную микросреду. В ней находят выражение все социальные взаимоотношения.
Таким образом, значимость семьи, как социокультурной среды воспитания, проявляется в следующем:
- Наличие организованной системы самоуправления, в которой каждый участник имеет определенные обязанности, исполняет их и несет за них ответственность.
- В семье происходит приучение ребенка к труду и развивается уважительное отношение к трудовой деятельности.
- Культурные нормы поведения, основы быта и ведения хозяйства развиваются в семье.
- Основы экономических взаимоотношений, а именно, ведение семейного бюджета, осваивается в семье.
- В семье формируется образ жизни, модель социума, в жизнедеятельность которого включается ребенок.
- Невольное подражание поведению родителей и принятие их социального поведения, как образец для подражания.
- Область жизнедеятельности семьи связана с конкретными потребностями ее членов, на удовлетворение которых она и ориентирована. Это отражает социальные функции семьи, связанные с ориентацией на удовлетворение потребностей и развитие каждого члена социума.
Семья как область жизнедеятельности
Семья выступает социальным институтом, в котором присутствуют разные формы социального взаимодействия и социальных отношений и, которая выполняет определенные функции в социальной сфере.
Семья является отдельным микромиром – «мини социумом», в котором происходит формирование разнообразных отношений, реализуются потребности, происходит формирование личности и ее развитие. Основные процессы жизнедеятельности любого гражданина социума протекают именно в семье т.е. семья является ведущим двигателем развития индивида и его социального становления, формирования нравственных ориентиров и моральных принципов социального существования и действия.
По своему устройству, семья представляет собой систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Как любая система, семья имеет и внешние связи, взаимодействует с иными институтами и гражданами социума.
Семья включает в свой состав следующие компоненты:
- Общественные отношения. Семья строится на основе определенных отношений – брачных уз. Кроме того, в ней прослеживаются отношения сотрудничества, коллективного творчества, коллективного взаимодействия, педагогические взаимоотношения, проявляющиеся в воспитательном процессе, дружеские отношения и др.
- Социальные связи. Они отражают сплетение ролей и статусов членов семьи, которые помогают в построении стандартов поведения и его закрепление в определенных пределах допустимого.
- Общественные ценности. Семья основывается на любви, доверии, взаимопонимании, терпении, уважении.
- Общественные процедуры. Они отражают построение семейного быта: формирование правил поведения, распорядка дня, распределение обязанностей между членами семьи. Также, сюда входит процесс воспитания и развития детей, забота о них.
Большая часть жизни человека протекает в семье. Поэтому, основной упор в воспитании и развитии подрастающего поколения делается на семью.
Семья выступает системой педагогического взаимодействия. Процессы воспитания и развития ребенка невозможно реализовать в образовательном заведении без организации сотрудничества с семьей.
Семейное воспитание является сложным и многофакторным процессом. Оно основывается на принципах гуманности и милосердия, любви и заботе.
Основное значение семейного воспитания и его значимость определяется тем, что в семье рады каждому ребенку, независимо от его особенностей. Родители любят ребенка любым, они всегда ему рады, а потому жизнедеятельность в семье помогает ребенку развиться нравственно ориентированным, культурным человеком, деятельность которого направлена на принесение пользы обществу.