Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ результатов в педагогике

Понятие и сущность анализа результатов в педагогике

Определение 1

Педагогический анализ – это осознания педагогом с помощью имеющихся у него знаний, умений и навыков, существующих реалий педагогического процесса, взаимосвязи данных реалий с организацией комфортного и развивающего воспитательно-образовательного процесса.

Педагогический анализ является непосредственной деятельностью педагога, направленной на выявление наиболее значимых параметров воспитательно-образовательного процесса. Иначе говоря, проводимый учителем педагогический анализ является одним из элементов подготовительного этапа к реализации любой технологии или методики.

Во время анализа результатов педагогической деятельности, успехи учеников, педагогом воспринимаются не как присвоение ими определенной учебной информации, а как постоянный рост его учебных возможностей. Данная позиция требует от педагога четкого определения необходимого набора параметров учебного успеха учащегося. Это нужно для того, чтобы лучше управлять процессом обучения. Так как управлять легче тем, что измерено, чем тем, что неизвестно.

Таким образом, педагогический анализ является управленческой компетенцией. В настоящее время его понимают как самоанализ педагогической деятельности, который представляется учителем в форме отчета.

Анализ результатов в педагогике осуществляется по итогам обучения. Анализу подвергается личность учащегося, качество результатов его учебной деятельности и непосредственно педагогическая деятельность учителя.

Довольно часто проведение анализа результатов вызывает затруднения со стороны педагогов. Это связано с тем, что педагоги подходят к анализу как к рутинной обязанности. Ошибка такого подхода кроется в требовательности методического кабинета образовательного учреждения. Важно, чтобы каждый педагог понимал и осознавал, что анализ результатов деятельности в первую очередь необходим для него самого, так как от них во многом зависит успешность всей его дальнейшей педагогической деятельности.

Рефлексия как один из методов анализа результатов педагогической деятельности

Определение 2

Рефлексия (в педагогике) – это самоанализ результатов собственной педагогической деятельности.

«Анализ результатов в педагогике » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Выделяют три основных вида рефлексии, в зависимости от выполняемой ею функции:

  1. Ситуативная рефлексия – направлена на установление мотивации и самооценки педагога, обеспечение ему успешной включенности в педагогическую ситуацию.
  2. Ретроспективная рефлексия – направлена на осуществление анализа и оценки полученных результатов педагогической деятельности. Данная рефлексия предполагает полное понимание и осознание реализованной педагогической деятельности. Анализу подвергаются не только полученные результаты, но и действия с условиями, которые были совершены и созданы, для их получения.
  3. Перспективная рефлексия – направлена на выявление возможных ошибок и проблем, поиск и последующее устранение причин их возникновения.

Рефлексия имеет большое значение в получение высоких результатов педагогической деятельности. Ее значимость заключается в следующем:

  • необходима для успешного освоения профессиональной деятельности;
  • способствует осуществлению качественного контроля управлением педагогическим процессом и получению ожидаемых результатов;
  • необходима для изменения условий профессиональной деятельности педагога;
  • способствует развитию профессионального мастерства.
Замечание 1

Таким образом, под педагогической рефлексией понимают сложный психологический феномен, который заключается в том, что педагог осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности и полученных в ходе нее результатов.

Педагогическая рефлексия представлена двумя уровнями:

  • Первый уровень – операциональный. На данном уровне педагог анализирует мотивы собственной педагогической деятельности и ее прогностические аспекты.
  • Второй уровень – личностный. Педагогом осуществляется профессионально-личностый анализ собственной педагогической деятельности и полученных в ходе ее результатов. В ходе анализа педагог сравнивает ожидаемые результаты и те, что были им получены в итоге.

Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Совершаемый им самоанализ необходим для того, чтобы понять успешность получаемых им результатов, их значимость в собственной профессиональной деятельности.

Анализ результатов в педагогике на примере деятельности воспитателя ДОУ

Анализ результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ направлен на соответствие организуемой им педагогической работы с требованиями стандартов и программ, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Кроме того, анализу подвергаются создаваемая им предметно-развивающая среда группы, ориентированная на развитие детей; центры активности и их наполнение игрушками, материалами, играми, театрами и т.д.

Опираясь на теорию и методику построения педагогической деятельности воспитателя ДОУ, выделяют три этапа проведения анализа результатов.

Первый этап – осуществление анализа образовательной ситуации в группе. Проводится общая диагностика развития детей, выявление основных проблем и осмысление причин их возникновения, анализ необходимой психолого-педагогической литературы с целью уточнения воспитательно-образовательных задач, определения методологической основы и теоретических положений педагогического процесса.

Второй этап – анализ успешности внедрения в педагогическую деятельность современных образовательных технологий разной направленности (развитие речи, изобразительная деятельность и т.д.); успешность работы с родителями (опекунами) воспитанников и вовлечение их в воспитательный процесс; дидактическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

Третий этап – формулирование выводов по итогам проведенного анализа, представление их в конкретном виде (отчет).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot