Понятие внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая составная часть образовательного процесса, позволяющая в полной мере реализовать все требования федерального государственного образовательного стандарта.
Внеурочная деятельность помогает расширить образовательное пространство, создать ряд дополнительных условий, чтобы развивать способность учащихся осознанно применить базовые знания в ситуациях, которые отличаются от учебных.
Внеурочная работа предоставляет хорошие возможности по организации межличностных отношений в ученическом коллективе, между учениками и классным руководителем, помогает создать органы ученического самоуправления. Внеурочная деятельность направлена на создание условий для неформального общения детей из одного класса. Внеурочная деятельность обладает выраженной воспитательной и социально-педагогической направленностью. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов учащихся, способствовать решению задач их нравственного воспитания.
Вместе с этим педагог работает в следующих условиях:
- расслоение население, включая детей и молодежь, в зависимости от уровня обеспеченности и уровня образованности;
- влияющие на сознание ребенка различные средства массовой информации – телевидение, интернет, продукция видео-аудио-компьютерной индустрии;
- резкое снижение интереса к чтению, особенно классической художественной литературы;
- ограниченность общения детей со сверстниками;
- неучастие современных детей в работе детских и подростковых общественных организаций;
- распространение в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, которые уводят и отчуждают от реальности.
Время проведения анализа внеурочной деятельности
Школа обязана проводить анализ внеурочной деятельности в рамках ВОСКО, а также в процессе самообследования, предшествующем процедуре государственной аккредитации ООП общего образования.
Если во время государственной аккредитации экспертами будет обнаружено, что организация внеурочной деятельности в школе не соответствует требованиям ФГОС, ООП школы не аккредитуют. Если такого рода несоответствие установят в рамках продолжительных контрольно-надзорных мероприятий, то школе будет выдано предписание и ее обяжут устранить несоответствие, иначе Роспотребнадзор отзовет свидетельство о государственной аккредитации школы.
Критерии анализа внеурочной деятельности
Перечень критериев и показателей для анализа внеурочной деятельности школой определяются самостоятельно.
Рекомендуется проверять:
- степень разработки рабочих программ внеурочной деятельности;
- соответствие структуры рабочих программ внеурочной деятельности требованиям ФГОС;
- степень учета в рабочих программах внеурочной деятельности требований к результатам освоения основной образовательной программы;
- есть ли утвержденный план внеурочной деятельности;
- организация внеурочной деятельности по направлениям личностного развития;
- соответствие форм организации внеурочной деятельности потребностям учащихся;
- соответствие запланированного объема внеурочной деятельности требованиям ФГОС и СанПиН 2.4.2.2821-10;
- соответствие расписания занятий внеурочной деятельности требованиям ФГОС и СанПиН 2.4.2.2821-10;
- реализация программы внеурочной деятельности в полном объеме;
- выполнение материально-технических условий реализации программ внеурочной деятельности;
- соблюдение требований к кадровому обеспечению реализации программ внеурочной деятельности.
Пример аналитических мероприятий
Школой могут реализовываться любые мероприятия, направленные на анализ внеурочной деятельности. Например, может анализироваться количество внеурочных мероприятий, проводимых в формате экскурсий или в формате сетевого взаимодействия.
Также может быть проведен ряд разнообразных опросов учеников и родителей, чтобы появилась возможность оценить степень интереса к определенным формам внеурочной деятельности и их востребованности.
Если проводится анализ внеурочной деятельности в формате самообследования, то в качестве предмета анализа стоит рассматривать показатели соответствия внеурочной деятельности требованиям ФГОС и приказа Минобрнауки от 30.09.2013 № 1015.
Помимо того, может быть произведен анализ степени соответствия внеурочной деятельности требованиям законодательства.
Документы, оформляемые по итогам анализа
Выбор вида отчетного документа, который готовится по итогам анализа внеурочной деятельности, основан на том, в рамках какой деятельности проводится анализ. Если анализируется внеурочная деятельности в рамках самообследования, то результат должен быть отражен в отчете о самообследовании в разделе организации внеурочной деятельности.
Если проводится анализ внеурочной деятельности в рамках ВСОКО, результаты могут быть представлены в формате аналитической справки, касающейся итогов контроля организации внеурочной деятельности.
В соответствии с ФГОС, план внеурочной деятельности составляется с учетом интересов учащихся и родителей. Организация внеурочной деятельности начинается с изучения социальных запросов, мнений обучающихся и их родителей касаемо преимущественных видов деятельности школьников во внеурочное время. После проведенного собеседования с учителями, родители могут выбрать кружки из списка, который предложила школа. Всю внеурочную деятельность реализуют благодаря бюджетным источникам финансирования, родительские средства при этом не привлекают.