Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Современная педагогика рассматривает в качестве ведущей проблемы вопрос активизации познавательной работы учащихся. Это обусловлено тем, что активное обучение неразрывно связано с деятельностью. Развитие деятельностной стороны личности способствует ее познавательному развитию. А это помогает достичь целей и задач образования, повысить качество и результативность образовательной деятельности.

Познавательная деятельность тесно связана с познавательным интересом. Если учащимся интересен процесс поиска знаний, интересна проблема познания, то они будут стремиться к активизации своих познавательных навыков, применении познавательных ресурсов для самостоятельного добывания знаний и их практического использования.

Замечание 1

Чтобы активизировать познавательную работу учащихся на уроках математики, необходимо сделать эти уроки интересными и увлекательными, внести в их организацию компонент новизны и творчества.

Активизация познавательной работы учащихся на уроках математики реализуется следующими способами:

  1. Сопоставление интересов и потребностей учащихся с методами познавательной мотивации и ориентацией профессионального развития. Чтобы выбрать методы, которые помогут мотивировать учащихся к познанию, требуется учесть возрастные особенности развития учащихся, уровень их интеллектуального развития, потребности и увлечения, индивидуальные особенности развития.
  2. Привлечение учащихся к решению проблем. Для этого, создаются специальные ситуации проблемного характера, решение которых требует от учащихся использования, ранее усвоенных знаний и добывания новой информации, совершения открытий. Проблемное обучение должно быть положено в основу решения практических математических задач.
  3. Использование в учебном процессе дидактических игр. Игровая деятельность повышает интерес к занятиям, делая их более увлекательными, а дидактический компонент игр способствует развитию познавательной заинтересованности и активизирует мыслительную деятельность.
  4. Использование дискуссионных обсуждений на занятии. Необходимо проводить дискуссии по проблемным вопросам и темам, устраивать коллективные обсуждения с возможностью свободного выражения своего мнения и своего взгляда на данную ситуацию и предложения вариантов ее разрешения.
  5. Применение наглядных методов обучения. Наглядное представление учебной программы помогает достичь результативности познания и повысить познавательный интерес.
  6. Приведение примеров из реальной жизни при объяснении новой темы. Учащимся интересно услышать реальный опыт из жизни, в котором применяются изучаемые математические законы.
  7. Развитие навыков коллективного взаимодействия, организация коллективной работы учащихся для решения математических задач. Коллективные формы работы помогают в развитии взаимодействия детей и повышении их познавательной работы.
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Коллективные формы работы на уроках математики

Коллективные формы построения уроков математики предполагают разделение детей на небольшие группы, каждой из которых дается задание, требующее активного обсуждения и совместного принятия решения для разрешения, поставленной математической задачи. Учащиеся должны действовать сообща, чтобы достичь положительного результата.

Коллективная форма математических занятий способствует более полноценному развитию познавательной деятельности каждого учащегося, за счет расширения его объема самостоятельной работы, возможности выражения и отстаивания своей точки зрения, взгляда на проблему, совершении открытий, получении новых знаний в самостоятельном поиске информации. При этом, коллективную работу необходимо сочетать с индивидуальной и фронтальной. Только так, можно достичь полноценного познавательного развития учащихся и активизировать их познавательную заинтересованность.

Здоровьесберегающие технологии активизации познания на уроках математики

Чтобы познавательные процессы развивались в должном темпе и ритме, процесс познания реализовывался в зоне максимальных возможностей каждого учащегося и не вредил его здоровью и общему развитию, уроки математики должны быть основаны на здоровьесберегающих технологиях. Это позволит исключить перегрузку учащихся, повысить их работоспособность и развить познавательную деятельность в полной мере.

Условиями организации уроков математики, ориентированных на активизацию познания с сохранением здоровья, являются:

  1. Дозированная учебная нагрузка. Учебный материал должен быть распределен между учебными занятиями конкретного периода обучения в оптимальном объеме и интенсивности.
  2. Каждый урок математики должен проектироваться, исходя их уровня работоспособности учащихся и их динамичности, а также возможностей усвоения ими учебной программы и скорости восприятия математической информации.
  3. Создание комфортной обстановки. Необходимо соблюдать гигиенические нормы организации учебного занятия: параметры температуры и влажности воздуха, освещенности помещения, соблюдение чистоты, а также создавать благоприятную психологическую атмосферу в классе и поддерживать ее.
  4. Положительная эмоциональная обстановка. Интерес к познанию повысится, если между педагогом и учащимися установятся доверительные отношения, установится эмоциональная связь между детьми. Это поможет повысить интерес к школе: учащиеся будут с удовольствием посещать ее, а значит и познавательная деятельность станет более желанной и перспективной.

Использование игровой деятельности на уроках математики

Игровая деятельность хороша тем, что она повышает мотивацию к познанию. Это реализуется за счет того, что учащиеся увлекаются игровым процессом и не чувствуют познавательной нагрузки. Познание становится веселым и интересным процессом.

Игровые методы применяются на всех этапах урока. Учащихся можно настроить на учебный процесс путем введения математической зарядки в вводную часть занятия.

В основной части урока могут быть использованы разные виды игр. Все зависит от темы урока и его целевого назначения. Например, может быть использована игра «математические карты», ориентированная на развитие мотивации к изучению различных правил и законов математики. Для этого используются карточки с заданиями теоретического характера. Устраивается индивидуальное или групповое соревнование: кто даст больше правильных ответов.

Кроме того, положительный эффект в повышении познавательной активности дают математические эстафеты: учащимся даются задания разного рода, которые выполняются группами: начинает один, передает следующему. Учащиеся чувствуют свою роль и ответственность в правильном выполнении математического задания, поскольку от этого зависит успех прохождения эстафеты.

Дата последнего обновления статьи: 14.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot