Понятие адаптации
Адаптация – это процесс приспособления индивида к новой среде или условиям.
Любые изменения оказывают воздействие на психику индивида, а особенно детей, которые должны приспосабливаться к новым условиям детского сада. Адаптация к детскому саду требует от ребенка больших затрат энергии, в результате чего он испытывает перенапряжение. Также нужно принимать во внимание изменение жизненных условий ребенка:
- отсутствие рядом родителей;
- необходимость соблюдения четкого дневного распорядка;
- необходимость взаимодействия с другими детьми;
- уменьшение количества времени, которое уделяется каждому ребенку;
- необходимость подчиняться требованиям чужих взрослых.
Стрессовое состояние, в котором пребывает ребенок, стремясь приспособиться к изменившимся условиям, может выражаться следующими состояниями:
- нарушения сна – ребенок просыпается со слезами и отказывается засыпать;
- снижение аппетита;
- регресс психологических умений;
- снижение познавательного интереса;
- агрессия или апатия;
- снижение иммунитета.
Иными словами, процесс адаптации крайне сложный, поведение ребенка в этот период может сильно меняться. Постепенно, по мере привыкания к детскому саду, такого рода проблемы исчезают или сглаживаются.
Степени адаптации
Адаптация к детскому саду протекает у всех детей по-разному. Кто-то быстро привыкает к изменившейся обстановке, а другие долго демонстрируют негативные поведенческие реакции. Именно выраженность и длительность названных проблем свидетельствует о специфике протекания процесса адаптации. Психологи выделили следующие степени адаптации:
Легкая – ребенок входит в детский коллектив за 2-4 недели. Это характерно большинству детей и предполагает ускоренное исчезновение негативных поведенческих реакций. О том, что ребенок адаптировался к детскому саду, свидетельствуют следующие аспекты:
- ребенок заходит в группу без слез и с удовольствием остается там;
- при обращении смотрит воспитателям в глаза;
- может озвучивать просьбы о помощи;
- первым начинает взаимодействовать с ровесниками;
- может сам занимать себя на небольшой промежуток времени;
- легко подстраивается под распорядок дня;
- адекватно реагирует на неодобрительные реплики;
- рассказывает родителям о том, что делал в саду.
Средняя – адаптация длится не менее 1,5 месяцев. Ребенок отличается плохим иммунитетом, частыми болезнями, отмечаются выраженные негативные реакции, но это еще не говорит о его дезадаптации или неспособности влиться в коллектив;
Тяжелая – встречается редко, одни дети с таким типом адаптации проявляют скрытую агрессию при посещении садика, другие уходят в себя, демонстрируют отстраненность от всего, что происходит вокруг. Привыкание занимает 2 месяца и более. В особенно тяжелых ситуациях говорят о дезадаптации и невозможности посещать детский сад.
Здесь нужно упомянуть, что абсолютная неприспособленность к детскому саду встречается крайне редко, поэтому родителям проблемного ребенка следует обращаться к специалистам – психологам, неврологам, детским врачам, и вместе с ними работать над возникшей проблемой.
Факторы, влияющие на адаптацию
К важнейшим факторам, которые влияют на адаптацию детей к детскому саду, относят возрастные характеристики, детское здоровье, социализацию, познавательное развитие и т.д.:
Возраст детей – часто мамы, желая как можно скорее выйти на работу, отдают ребенка в детский сад в два года, а то и раньше. Но такой шаг обычно не приносит пользы, так как ребенок в раннем возрасте еще не может полноценно взаимодействовать со сверстниками. Оптимальным промежутком, подходящим для адаптации к детскому саду, считается возраст 3х лет. Как только ребенок проходит период кризиса 3х лет, у него возрастает степень самостоятельности, снижается степень психологической зависимости от мамы, то есть ему становится проще с ней расставаться.
Состояние здоровья детей – дети, имеющие серьезные хронические заболеваний, например, астму, диабет и пр., достаточно часто затрудняются с привыканием из-за особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями. То же самое можно сказать и о часто болеющих детях. Такие малыши требуют особых условий, сниженных нагрузок и наблюдения медперсоналом. К основным проблемам адаптации болеющих детей к условиям ясельной группы относят:
- снижение иммунитета;
- повышение восприимчивости к инфекциям;
- возрастание эмоциональной лабильности, то есть периодов плаксивости и истощенности;
- возникновение агрессии, а также нехарактерной для ребенка повышенной активности или, напротив, медлительности.
Степень психологического развития – может быть препятствием на пути к успешно адаптации ребенка к садику, если наблюдаются какие-либо отклонения от усредненных показателей познавательного развития. Может вызывать дезадаптацию как любая задержка психического развития, так и одаренность. При задержке умственного становления могут применяться особые коррекционные программы, которые помогают восполнять пробелы в знаниях и повышают познавательную активность детей. В случае создания благоприятных условий, эти дети к наступлению школьного возраста догоняют своих сверстников. Одаренные дети также относятся к группе риска, так как его познавательные способности значительно выше по сравнению со сверстниками, а также он испытывает сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.
Уровень социализации – предлагает развитие контактов со сверстниками и незнакомыми взрослыми – педагогами, воспитателями, нянями и пр. При этом отмечается некоторая закономерность – к новому обществу быстрее привыкают те дети, чей социальный круг не ограничен лишь бабушками и дедушками. Дети, которые редко вступали в контакты с другими детьми, напротив, испытывают затруднения с адаптацией, так как тревожатся из-за слабых коммуникативных навыков, неумения разрешать конфликтные ситуации, что вызывает нежелание посещения садика. Данный фактор во многом зависит от отношения воспитателя, если он хорошо ладит с ребенком, адаптация проходит легче и быстрее.