Специфика прохождения адаптационного периода в ДОУ
Адаптация – это приспособление к различным условиям окружающей жизнедеятельности.
Адаптация бывает биологической, физиологической, социальной, профессиональной и иных форм, предполагающих приспособление к разным условиям жизнедеятельности.
Рисунок 1. Адаптация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При попадании ребенка в новую социальную среду происходит этап его приспособления к ней и привыкания к новым условиям, новым правилам, новым людям, новому порядку. Потому, процесс адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации имеет свои особенности проявления. В первую очередь они связаны с возрастными особенностями развития детей. Так, на каждом этапе возрастного развития попадание в ДОУ сопряжено с рядом специфических черт прохождения адаптации к новым условиям.
Специфическими характеристиками периода адаптации детей к ДОУ являются следующие:
- Необходимость проведения предварительной подготовки ребенка к его включению в образовательное пространство ДОУ. Требуется реализация постепенного привыкания к условиям ДОУ, с учетом психологических параметров готовности каждого конкретного ребенка;
- Вариативность тяжести адаптационного периода. Каждый ребенок, на каждом возрастном этапе развития проходит адаптацию в разных формах. Степень тяжести адаптации определяется особенностями личностного развития, условиями ДОУ, отношением педагогов, создание предметно-развивающего пространства и возрастной динамикой развития;
- Длительность адаптационного периода зависит от ряда факторов: состояния здоровья, соответствия методов семейного воспитания и методов воспитания, применяемых в ДОУ, функционирования нервных и психических процессов организма, контраста семейно обстановки и условий ДОУ, предшествующего отлучения ребенка от мамы на определенные временные периоды;
- Формирование негативных поведенческих реакций в ходе прохождения детьми адаптации. Это может быть агрессия, грубость, противостояние, апатия, лень, дерзость и др. Каждое поведение имеет, также, свою специфику проявления разными детьми в разные возрастные периоды развития.
Адаптация детей ясельной группы ДОУ
Процесс адаптации детей раннего возраста, пожалуй, является самым сложным и стрессовым для ребенка.
Ясельные группы ДОУ набирают детей с 1,5 летнего возраста. При этом, приспособление детей, которым еще нет двух лет, к новой среде является крайне болезненным процессом. Гораздо продуктивнее адаптация проходит после двух лет. Это обусловлено активным развитием любознательности ребенка и желанием познавать окружающих мир. Конечно, желание находится рядом с мамой в этот возрастной период и познавать мир вместе с ней является достаточно сильным. Потому, привыкание более сложное, болезненное и проблематичное.
Специфическими характеристиками адаптационного периода ребенка ясельной группы являются:
- Тревожное состояние в течение длительного времени. Оно вызвано неготовностью изменять обстановку, соблюдать дисциплину, потребностью во внимании родных, изменением режима дня, психологической неготовностью ребенка к посещению ДОУ;
- Неразвитость навыков самообслуживания, усложняющих процесс нахождения ребенка в ДОУ;
- Испытание отрицательных первых впечатлений от посещения дошкольного заведения;
- Отсутствие психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Здесь все зависит от развития эмоциональной сферы ребенка, его связи с мамой, нехватки эмоционального общения с ней;
- Испытание новых эмоций и впечатлений. Они вызывают нервное перенапряжение, приводят к излишней чувствительности, эмоциональным взрывам, которые проявляются в разных формах;
- Наличие страхов, связанных с новой обстановкой, новыми людьми, новыми ситуациями.
Таким образом, дети раннего возраста требуют особого подхода к реализации процесса адаптации при их попадании в ДОУ. Их необходимо тщательно подготовить к ДОУ и вводить в новую среду постепенно. при этом, важно помнить, что посещение дошкольной образовательной организации является серьезным стрессом для малыша. В это время ему необходимо большое количество внимания, общения с родными и удовлетворение всех его потребностей и интересов.
Адаптация к условиям ДОУ детей младшей группы
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) адаптация ребенка к ДОУ реализуется в опоре на его потребность в общении и взаимодействии с окружающим миром, желании развивать новые навыки и умения. Все психические процессы находятся в фазе активного развития. При этом, ребенок вступает в период кризиса, связанного с осознанием своего «Я» и желанием быть полностью самостоятельным и независимым.
В это возрастной период развития наблюдается проявление частых капризов. Они вызваны неудовлетворенностью собой, непониманием своих желаний и потребностей.
В период адаптации особенно важно не уступать ребенку в его нежелании посещать ДОУ и невестись на поводу у его капризов. Им реализуется диагностирование своей значимости и методов достижения своей цели. Потому, он пробует добиваться своего плачем, истериками, капризами. Необходимо соблюдать единый режим дня дома в ДОУ, а также предъявлять к ребенку единые требования. Это согласуется с воспитателем.
Еще один важный момент: для данного возраста характерно развитие у малыша страха, что родители не заберут его из садика. Потому, требуется проведение ежедневных бесед о том, что родители заберут ребенка из сада, как самими родителями, так и воспитателями.
Адаптация к условиям ДОУ детей средней возрастной группы
Если ребенок идет в сад в 4-5 лет, то процесс его привыкания к его условиям является достаточно сложным, но быстрым. Порой, он проходит гораздо труднее, чем в более раннем возрасте, поскольку ребенок привык к домашней обстановке и не желает, чтобы его ругали, предъявляли к нему какие-то требования.
Переживания ребенка о себе и своих способностях находятся на пике развития. Потому, важно с первых дней сформировать понимание, что он любим и его обязательно заберут из ДОУ.
Большинство детей этого возраста быстро привыкают к новым условиям. Однако, встречаются и очень сложные случаи длительной адаптации.
Адаптация к ДОУ в старших группах
В возрасте пяти-шести лет процесс адаптации детей к условиям ДОУ имеет свою специфику. Она обусловлено поздним включением ребенка в социальную среду и не умением устанавливать продуктивное взаимодействие с другими детьми.
В первую очередь, ребенок не желает вести себя как все, подчиняться общим правилам и соблюдать нормы поведения. ему непривычен новый режим и непонятны, предъявляемые к нему требования.
Как правило, период адаптации длится не так долго. Однако, он может быть усугублен социальной неразвитостью ребенка, которая усиливается испытываемым стрессом.