Организационное поведение
Дисциплина «Организационное поведение» занимается систематическим изучением причин и факторов поведения людей в организации и применением на практике знаний о взаимодействии отдельных индивидов и целых групп.
Научные исследования в данной сфере направлены на применение теории из разных дисциплин для изучения представлений, ценностей, норм и поступков людей в рамках организационной деятельности.
Специфика организационного поведения заключается в особенностях способов реагирования субъектов или организации на влияние внешних и внутренних факторов. Организационное поведение тесно связано с таким понятием, как организационная культура. Организационная культура представляет собой совокупность норм, ценностей и убеждений, которые характеризуют способ сотрудничества групп друг с другом. Характеристиками организационной культуры являются управляемость, подверженность манипулированию. Руководство может проектировать и формировать культуру в процессе управления.
Организационное развитие представляет собой процесс планомерных изменений, которые осуществляются систематически. Оно помогает внедрить в функционирование компании принципы и практику прикладной науки.
Понимание организационного поведения возможно при отслеживании неразрывной связи между внутренней и внешней средой организации. Так же важно учитывать способы реагирования на то, что происходит в организации и вне её. Все эти факторы связаны между собой, поэтому развитие организационного поведения рассматривается в единстве процессов.
Таким образом, организационное поведение включает в себя комплекс мероприятий по исследованию и анализу поведения групп в рамках предприятия или иной структуры, объединяющей людей общей целью и деятельностью.
Организационное поведение в международном контексте
Современная экономика характеризуется формированием единого пространства. Это происходит за счет интеграции и глобализации. Мировая хозяйственная система не имеет границ. Бизнес развивается в соответствии с глобальными тенденциями, то есть границы между предприятиями стираются. При этом взаимодействие становится более плотным и насыщенным.
Сближение происходит не только на уровне национальных экономик, но и на региональном, местном уровнях. Число предприятий, работающих на международном уровне, продолжает расти. Они подвергаются влиянию следующих факторов:
- Социальные факторы определяют состав персонала, уровень его образования, квалификацию.
- Юридические факторы характеризуются действующей правовой системой в конкретной стране.
- Политические факторы демонстрируют разницу в политических системах разных стран.
- Экономические факторы определяются уровнем и стабильностью экономического развития, общим уровнем жизни.
- Национальные факторы включают в себя особенности национальной культуры, языковые, исторические, религиозные особенности, традиции, нормы и правила.
Выход бизнеса на международный уровень влияет на организационное поведение, которое приобретает следующие черты. В рамках такого предприятия формируется многонациональная команда, возможно использование услуг иностранного менеджмента, способного управлять мультикультурной организацией. Так же руководителям требуется наладить коммуникацию между лицами, которые принадлежат к разным культурам, конфессиям и этносам. Структура международного бизнеса такова, что менеджмент и персонал вовлекаются в сложную систему межкультурных отношений. Сложившаяся структура требует постоянного анализа, исследования, мониторинга данных с целью более точного понимания поведения индивидов, групп. Эффективность трудовой деятельности каждого участника отношений зависит от того, насколько точно будут учтены культурные различия.
Кросс-культурный менеджмент
Кросс-культурный менеджмент как инструмент управления организационным поведением в международном контексте стал развиваться в 70-е годы. Он представляет собой метод управления крупными предприятиями, учитывающий национальные, деловые и корпоративные характеристики. Кросс-культурный менеджмент решает следующие задачи:
- Управление отношениями внутри трудового коллектива.
- Исследование и нейтрализация причин межкультурных конфликтов.
- Выявление и применение особенностей организационного поведения в международных организациях.
Решение вышеперечисленных задач позволяет повысить эффективность работы предприятия. В результате появляется возможность установить взаимопонимание при ведении деловых переговоров. Стороны могут достичь более высокого уровня взаимодействия. Сотрудничество становится возможным не только на уровне предприятий, но и на уровне целых отраслей или национальных хозяйств. Умение выявлять кросс-культруные особенности поведения, использовать их для построения отношений позволяет решать проблемы, возникающие при взаимодействии представителей разных культур.
Существуют многонациональные страны, где кросс-культурный менеджмент становится основным инструментом управления организацией. Например, в России существует более 100 наций и народностей, что необходимо учитывать при управлении крупными национальными компаниями.
Восприятие особенностей организационного поведения в многонациональных компаниях зависит от этноцентризма и культурного релятивизма. Этноцентризм представляет собой убеждение о том, что модель поведения одного из этносов является основной, и ей должны следовать все остальные участники отношений. Культурный релятивизм выражает готовность к конструктивному восприятию культурных особенностей всех участников межнациональных компаний.