Сущность понятия «нравственный человек»
Нравственный человек - это человек, следующий определенным правилам и нормам, которые были установлены человеческим опытом.
Противоположностью нравственного человека является личность безнравственная. Она следует своим желаниям и страстям, не учитывая того факта, что существует среди людей. Управление в идеале должно быть нравственным, чтобы способствовать развитию общества, в том числе духовному.
Нравственность является синонимом морали. Иногда ее соотносят с этикой. Нравственность рассматривается в рамках этики как учебной дисциплины. Философия же разделяет нравственность и этику. В России слово «нравственность» стали употреблять во второй половине 18 века. Слово было синонимом морали.
Современный мир строится на простых принципах нравственности. Человеку разрешено все, что не нарушает права других людей. При этом все равны всем. Существует негласное правило, которое звучит примерно следующим образом: «Максимум счастья для максимального числа людей». Каждый человек стремится реализовать собственное счастье, свой успех. Чтобы достичь желаемого, при этом не нарушить нормальное существование других людей, необходимо, чтобы современный человек обладал высоким уровнем нравственности.
Нравственность - это негласная форма поведения человека, которой он следует, реализуя свои цели и задачи жизни. Сегодняшние принципы нравственности говорят о том, что решать за другого нельзя, только за себя. Многие страны стали легализовать то, что ранее было запрещено. Основная идея данных разрешений заключается в том, что каждый человек получил право распоряжаться своей жизнь так, как он считает нужным. Такой подход повлиял и на юридические правила. Теперь обобщенно закон звучит следующим образом: «Нет пострадавших - нет преступления».
Место менеджера в работе предприятия
Менеджер - это специалист, который осуществляет управление персоналом и процессами предприятия. Он работает на определенном участке предприятия или иной организации. Менеджер является должностным лицом. Его основная функция - управление. Он отвечает за планирование, организацию деятельности, контроль и мотивацию.
Всех менеджеров разделяют на менеджеров младшего, среднего и высшего звена. Менеджеры младшего звена управляют на начальном уровне. Они находятся непосредственно над исполнителями. Это могут быть менеджеры продаж, заведующие кафедрой и так далее. Менеджеры среднего звена руководят менеджерами младшего звена. Поле их деятельности определяется структурой организации и ее масштабом. Уровней менеджеров среднего звена может быть несколько. Они могут управлять факультетами, департаментами, цехами, складами, то есть структурными подразделениями предприятий.
Менеджеры высшего звена - это малочисленная группа управляющих лиц. Обычно их несколько человек. Типичными должностями на данном уровне являются генеральный директор, управляющий, ректор, председатель совета директоров.
Управляющие и руководители организуют работы в рамках подразделений и целых компаний. Они управляют процессами, людьми, обеспечивая тем самым достижение стратегических целей. Менеджеры являются администраторами, создающими условия для нормального функционирования хозяйственных субъектов.
Менеджер должен обладать не только полномочиями, но и авторитетом среди сотрудников. Авторитет может существовать и без формального статуса, то есть в коллективе может появиться неформальный лидер. Руководителю необходимо учитывать этот факт и создавать такие отношения с коллективом, в которых будет уделено внимание мнению неформальной группы.
Нравственная надежность менеджера
Нравственная надежность является качеством личности. Она позволяет человеку следовать своим принципам в сложных неоднозначных ситуациях. Благодаря им он может устойчиво исполнять свои социальные функции, при этом не противоречить собственным моральным нормам.
Надежность или благонадежность является одним из показателей личности человека. Она выражается в функциональных и деятельностных показателях. Надежный человек демонстрирует крепость духа и верность ценностям. Это важно для менеджера, который не только управляет процессами компании, но и является ориентиром для сотрудников. От личности руководителя во многом зависит успешность общего дела. Кроме того, он формирует культуру, общее направления развития коллектива, отдела, цеха или предприятия.
Большой интерес для исследователей представляют ошибки, которые совершаются руководителями. Человеческий фактор играет важную роль в стабильности функционирования экономических единиц. Он же оказывает серьезное влияние на результат труда и может привести к непоправимым последствиям. Именно поэтому нравственная надежность менеджера рассматривается как проблема. Она исследуется, контролируется специалистами.
Надежность и нравственность сопровождают друг друга. Человек должен иметь ценности, ориентиры, благодаря которым он может удерживать выбранную им линию поведения. Надежность менеджера во многом зависит от его возможности следовать моральным принципам, поддерживать эмоциональные и нравственные детерминанты. Обычно для измерения нравственности менеджера используются методы психологического тестирования. Критерии исследования качеств личности легче всего выявить и закрепить с помощью дисциплин, изучающих поведение человека.
Таким образом, нравственная надежность менеджера является инструментом управления, контроля, поддержания корпоративной культуры. Благодаря этому качеству руководитель становится ориентиром развития для подчиненных и коллег.