Модели менеджмента
Модель менеджмента - это представление о процессах управления на предприятии.
Обычно это наглядное изображение всех связей внутри компании. Модель описывает как осуществляется влияние управления на элементы системы. Оно проявляется в том, что адаптирует систему к окружающей среде.
Модель управления создается таким образом, чтобы описать состояние производственной системы, при котором она способна к устойчивому развитию и к поддержанию жизнеспособности. Это ключевой элемент теоретического и практического менеджмента. Руководителям приходится решать множество задач в условиях неопределенности и риска. Моделирование позволяет им более наглядно рассмотреть последствия своих решений.
Важным открытием в сфере управленческого моделирования стало понимание того, что культура, менталитет, местные исторические особенности накладывают отпечаток на используемую модель управления. Могут использоваться уже готовые модели, которые применялись в стране ранее, или же модель может быть сконструированной специально под предприятие. Возможно использование базовых моделей, либо внедрение принципиально новы подходов и решений.
Модели менеджмента обычно классифицируются по территориальному признаку. Самыми известными являются западноевропейская, американская и японская модели. На базе менеджмента как академической дисциплины сложилось новое направление - сравнительный менеджмент. Он позволяет исследовать и оценить разные модели управления. Сопоставление моделей дает возможность выявить их слабые и сильные стороны, выявить определенные тенденции и воспользоваться ими для выработки новых моделей.
Национальные особенности менеджмента Республики Корея
Корейский менеджмент рассматривают как яркий пример заимствования японской модели. Стоит отметить, что корейцы переняли не отдельные элементы, а практически всю систему. У специалистов возникает вопрос относительно того, насколько данная модель может рассматриваться как уникальная и самобытная.
Корейская модель управления представляет собой достаточно иэффективную структуру. Это вызвано следующими причинами:
- Корея совершила быстрый переход от аграрного общества к индустриальной экономике.
- Страна стала лидером в важных секторах мировой экономики.
Корея начала свой путь развития в 50-е - 60-е годы. Все начиналось с низких темпов ВВП, высокой рождаемости. Многие жители страны отказывались работать. Американцы, которые посещали страну в то время, решили, что ей уже ничего не поможет.
Однако спустя несколько десятилетий страну было не узнать. Быстрый экономический рост корейской экономики был вызван рядом факторов. Государство активно вмешивалось в экономику тем, что регулировало процессы, а также обеспечивало поддержку крупнейшим корейским корпорациями. Эти корпорации теперь известны во всем мире благодаря активной продажи товаров массового потребления. Успехи корейской экономики связаны с культурой управления. Некоторые формы менеджмента берут начало в институциональны и культурных традициях страны. Сегодня корейский менеджмент изменяется. Многие корейские корпорации проходят реструктуризацию. Однако есть сложности, вызванные объективными проблемами, например, невозможностью поддерживать быстрый рост в долгосрочном периоде. Корейская модель менеджмента остается уникальным явлением в рамках сравнительного менеджмента.
Новая корейская модель менеджмента
Корейская модель управления чаще всего сопоставляется с японской моделью. Это вызвано тем, что Корея была японской колонией. Влияние Японии распространилось и на особенности построения организационных структур в корейских компаниях. Доходило до того, что некоторые предприятия полностью копировали японские оргструктуры.
Развитие экономики Кореи в середине 20-го века было достигнуто за счет активного государственного вмешательства. Государство выделяло финансовую помощь, снижало ставки по долгосрочным кредитам, оказывало прямую поддержку некоторым отраслям. В результате бизнес начал широкомасштабную диверсификацию.
Корейская модель менеджмента имеет следующие характеристики:
- Практика пожизненного найма.
- Авторитаризм менеджмента.
- Семейные узы.
Однако по сравнению с японцами корейцы большие индивидуалисты. Они поддерживают отношения, где есть место и личности, и коллективу. При этом кровное родство является определяющим фактором при распределении должностей.
Корейская деловая культура характеризуется высокой дистанцией власти и авторитаризмом, высоким уровнем избегания неопределенности. Получение информации происходит по личным, частным каналам, либо из неформальных источников.
Для корейской модели менеджмента характерна иерархичность. Здесь сыграла роль конфуцианская модель межличностных отношений. Именно иерархичность способствовала экономическому чуду Кореи.
Ритуализация стала данью приверженности традициям. Действия, которые выходят за рамки общих правил, рассматриваются менеджерами, как причина «потери лица». Для корейской модели важно соотношение общественного престижа и материальных ценностей. Она включает в себя моральные и материальные стимулы. Большое внимание уделяется трудовой этике и трудолюбию. В отличие от китайской модели работники более мобильны. Они часто меняют место работы. Лояльность в Корее строится на межличностных отношениях. Лояльность внутри фирмы обычно вызвана доброжелательным отношением к конкретному руководителю.
Деловая карьера долгое время строилась на стаже работы. Сейчас это правило стало нарушаться. Однако знание о том, когда примерно произойдет повышение статуса и заработной платы снимало проблему подковерных игр и других негативных взаимоотношений среди сотрудников.