Лидерство
Лидерство - это влияние на общество, позволяющее объединить и мотивировать усилия группы для достижения определенных результатов.
Лидеры часто бывают неформальными. За ними идут из уважения и доверия. Самыми яркими историческими лидерами являются полководцы, различные деятели науки и культуры, политики, повлиявшие на ход истории и развитие общества.
Между менеджером и лидером есть разница. Компании сильно везет, если управленец является в том числе лидером. Менеджер следит за работой подчиненных, обеспечивает рациональность действий и контроль. Он стремится сохранять корпоративную культуру, работать в рамках заданной структуры. Менеджер является звеном в управлении, его задача - забота о благополучии сотрудников. Лидер способен вдохновлять. Он может рисковать в процессе изменений. Лидер не заботиться о том, чтобы сохранять действующие структуры, даже если этого требует цель. Он способен повлиять на независимость. Лидер ставит ценность результата выше любых интересов.
Психологи исследовали качества и навыки эффективных лидеров. Среди наиболее важных они выделили экстраверсию, сознательность, открытость творчеству и нестандартным инновационным подходам. Так же лидеров отличают порядочность, харизматичность, развитый интеллект. Развитый интеллект означает наличие критического мышления, креативности и умения выстраивать логику, способность обучаться, понимать, планировать, рассуждать. При этом лидер склонен к потребности во власти, он умеет выстраивать коммуникацию, управлять в кризисных ситуациях, принимать решения. У него есть навыки управления, позволяющие ему координировать работы, контролировать выполнение задач. Кроме того, он может быть хорошо технически осведомлен, то есть знать методы, процессы и оборудование производства.
Организационное поведение
Поведение представляет собой множество действий, которые характерны для определенной личности в определенных условиях. Под действием понимается контакт с миром, выход субъекта во взаимодействие с ним. Поведение организации тоже проявляется в действиях. Это могут быть технологические, творческие действия, отношения, которые складываются между руководством, сотрудниками.
Организационное поведение изучается в рамках научной дисциплины, сосредоточившей свое внимание на изучении поведения индивидов, групп, организаций с целью понимания его влияния на функционирование предприятия.
Поведение организации рассматривается на трех уровнях:
- Личностный.
- Групповой.
- Организационный.
Большое внимание в организационном поведении уделяется психологическим аспектам. Категориями организационного поведения являются структура личности, коммуникации, организационная культура. Понимание организационного поведения позволяет более эффективно управлять предприятием, раскрывать потенциал сотрудников в рамках предприятия в полной мере.
К числу факторов, влияющих на организационное поведение, относятся личностные параметры работников, параметры организации, параметры внешней среды. Основными силами, которые определяют организационное поведение являются организация, группа, стимулирование и контроль.
Организационное поведение характеризуется тем, что влияет на человеческий капитал, клиентские ожидания, на деятельность организации и на процессы управления. В России особое внимание уделяется повышению эффективности межличностных отношений внутри организации. Считается, что именно этот подход позволяет улучшить организационное поведение.
Лидерство в организационном поведении
Лидерство изучается с точки зрения личных качеств и с точки зрения поведения. Еще в 30-е годы прошлого века лидерство объяснялось наличием определенных качеств человека. Тогда проводились исследования, которые подтвердили, что у лидера должно быть около 80-ти характеристик. Чуть позже выявили, что личные качества не являются гарантом того, что человек станет лидером в коллективе.
Позже появился поведенческий подход. Он предполагал, что лидером становится руководитель, который ведет себя определенным образом по отношению к подчиненным. Важно, чтобы лидер действовал адекватно сложившейся ситуации.
Поведение лидера характеризуется ориентиром на построение человеческих отношений, на выполнение задач производства. Курт Левин выделил три стиля лидерства - авторитарный, демократический, либеральный. Лайкерт выделил четыре стиля руководства:
- Эксплуататорско-авторитарный.
- Патерналистски-авторитарный.
- Консультативный.
- Демократический.
Эксплуататорско-авторитарный стиль характерен для руководителей, которые имеют признаки автократа. То есть они не доверяют мнению подчиненных, не дают им участвовать в принятии решений. Основным стимулом и мотивацией они выбирают страх и угрозу. Патерналистски-авторитарный руководитель дает ограниченную свободу сотрудникам в принятии решений. Они могут получать вознаграждение, при этом всегда помнят, что наказание может последовать в любой момент. Консультативный стиль строится на том, что руководитель принимает решения стратегического характера, а тактические задачи могут решать подчиненные. Демократический стиль характеризуется наличием полного доверия. Он основывается на привлечении сотрудников к управлению. Решения принимаются на всех уровнях, коммуникация идет и горизонтально, и вертикально.
Считается, что стили лидерства зависят от зрелости персонала. То есть высокая ориентация на выполнение задач и низкая на людей требует от руководителя подхода, при котором он будет давать указания. Высокая ориентация на задачу и людей позволяет продавать идеи персоналу. Если сотрудники не ориентированы на выполнение задачи, но обращают внимание на потребности людей, то их привлекают к участию в процессе. Если ориентация на задачу и людей низкая, то лидер может начать делегировать часть действий.