Бизнес-процессы в организации
Бизнес-процесс - это совокупность действий, выполняемых сотрудниками организации с использованием различных ресурсов и технологических средств для получения определенного результата.
Действия обычно повторяются для того, чтобы на выходе можно было получить товар или услугу, готовые к продаже.
Появление бизнес-процессов стало следствием усложнения производственных систем и бизнеса в целом. Этому способствовали информатизация и автоматизация процессов. Введение системы бизнес-процессов привело к тому, что крупные системы стали более управляемыми и гибкими. Так же деление крупных бизнес-процессов на составляющие позволило достигать следующих результатов и реализовывать следующие задачи:
- Формирование единого подхода к готовой продукции.
- Повышение качества продукции.
- Оптимизация расходов и доходов.
- Повышение оборачиваемости.
- Обеспечение координации действий между подразделениями.
- Быстрое доведение информации до конечных пользователей.
Руководители через бизнес-процессы получают возможность понимать специфику каждого этапа работы. Это позволяет им вводить изменения и улучшать имеющиеся характеристики. Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от оптимальности расходов и доходов. Благодаря бизнес-процессам руководство может рассматривать варианты их улучшения, проводить профилактику, находить совершенно новые решения. В целом деление бизнеса на процессы позволяет более эффективно и точно реализовывать стратегические цели и тактические задачи, проектировать новые направления, расширять бизнес, либо выходить на новые рынки сбыта.
Взаимодействие с персоналом тоже осуществляется через бизнес-процессы. Понимание их устройства, отслеживание подпроцессов и использование этой информации в своих целях позволяет достигать высоких результатов во взаимодействии с персоналом. Персонал становится мотивированным, заинтересованным в конечном результате. Сегодня одним из средств обеспечения конкурентоспособности предприятия является именно человеческий ресурс, поэтому большие инвестиции идут на улучшение именно работы персонала.
Виды бизнес-процессов
Существует большое множество отраслей и форм предприятий. Это ведет к тому, что бизнес-процессы тоже становятся разнообразными. Для удобства их принято разделять на 6 групп.
К первой группе относятся основные бизнес-процессы. Они являются сквозными, при их выполнении создается ценность для конечного потребителя. Вспомогательные процессы, относящиеся ко второй группе, позволяют осуществлять основные. То есть они не несут полезной ценности для продукта, но при этом без них основная деятельность не будет выполнена в соответствии с требованиями закона. Третья группа, управляющие бизнес-процессы, - направлены на контроль выполнения обеспечивающих и основных процессов. Четвертая группа, сопутствующие процессы, которые являются частью деятельности компании. Они не являются основным источником дохода.
Для повышения производительности и для получения более высокого дохода в будущем используются процессы пятой группы - процессы развития. Процессы шестой группы - процессы совершенствования позволяют улучшать бизнес и процессы внутри него.
Бизнес-процессы принято разделять на внутренние и внешние. Внутренние позволяют решать задачи внутри организации. Внешние бизнес-процессы направлены на построение отношений с внешней средой, например, с поставщиками, подрядчиками, покупателями, государством. Бизнес-процессы могут быть структурными, то есть поддерживающими процесс, направленными на его оптимизацию. Функциональные бизнес-процессы применяются для выполнения задач в текущем периоде.
Согласование результатов с требованиями
Оптимизация бизнес-процессов является основной задачей руководителей предприятия. Одним из методов повышения эффективности бизнес-процессов является метод согласования результатов работ бизнес-процесса и требований покупателей. Суть модели заключается в том, что происходит обратное движение от покупателя к началу производственного процесса. Для каждого процесса применяется модель «Поставщик – производитель - клиент», изображенная на рисунке ниже.
Рисунок 1. Модель «Поставщик – производитель - клиент». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно этой модели сначала проводятся исследования клиента и его требований к бизнес-процессу. В зависимости от сбытовой политики клиенты могут подразделяться на первичных и вторичных. Первичные клиенты становятся приоритетными, а для вторичных процесс организуется по остаточному принципу. В бизнес-процессе выявляется именно та часть, которая ориентирована на первичного клиента, то есть на получение прибыли.
При оптимизации продаж необходимо провести исследование внешнего клиента. Это делается с помощью маркетинговых исследований. Важно четко сформулировать представление о клиенте, понять его потребности, уже после этого проводится анализ требований рынка, вносятся соответствующие корректировки. Руководитель таким образом получает точное представление о том, что необходимо клиенту, а значит, может подстроить бизнес-процесс под его требования, тем самым повысив качество определенного сегмента работы.
Если бизнес-процесс исследуется на предмет улучшения внутренних процессов, то здесь применяется метод упрощения. То есть ищутся места, которые можно максимально упростить и адаптировать под потребности рынка. Таким образом достигается согласованность результатов, которые приносят бизнес-процессы и требований, предъявляемых к ним.
Данный подход оптимизации бизнес-процессов хорошо подходит для фаз построения бизнеса, внесения корректировок для улучшения бизнес-процессов. Он позволяет ориентироваться на текущую модель, при этом учитывать требования и получать желаемый результат, запланированный в рамках стратегии компании.