Сущность понятия «организация»
Организация - это хозяйственный субъект, обладающий юридическими правами и обязанностями и созданный для производства продукции или услуг с целью извлечения прибыли.
Понятие «организация» имеет множество трактовок, в частности, это и свойство системы, ее атрибут. Термин также применяется для обозначения функции управления, в то же время организация отождествляется с социальной системой. В целом организация рассматривается как объединение людей, которые выполняют определенные функции и роли. Результатом становится формирование отдельных элементов организации, позволяющих достигать определенных целей. Необходимым условием достижения результата является согласованность действий участников системы. Стоит отметить, что у организации есть границы. Они позволяют ей существовать независимо от других систем, формировать свое окружение и не рассеиваться в окружающей среде.
Организация является объектом управления. Управление осуществляется персоналом, который определяет:
- Цели деятельности.
- Виды деятельности.
- Масштабы деятельности.
- Формы собственности.
- Размер и виды организации.
Руководители проводят мероприятия по обучению персонала, по обеспечению предприятия необходимыми ресурсами, в том числе, финансовыми, материальными и трудовыми. Организация требует реализации всех управленческих функций. Они сводятся к тому, что для предприятия разрабатывается краткосрочный и долгосрочный план развития. Так же управление связано с подготовкой и проведением разных изменений, способствующих улучшению результата деятельности.
Создание и развитие организации происходит под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешняя среда, как правило, не подвластна управленческим решениям, однако факторы внешней среды учитываются в планировании и в прогнозировании. Среди наиболее значимых факторов внешней среды следует отметить государственную политику, международные отношения, различные кризисы, глобальные экономические изменения. Влияние среды может быть организационным, правовым, политическим или социальным.
Конструирование организации
Конструирование организации представляет собой совокупность процедур, развернутых во времени, которые позволяют создать систему деятельности. Каждая процедура влияет на ход событий, что ведет к повышению вероятности достижения желаемого результата.
Управление предприятием по сути направлено на управление поведением человека. Оно обеспечивается за счет конструирования организации. Так же проводится анализ целей, условий, выбора модели.
Классическими моделями конструирования предприятия считаются органическая и механическая. Механическая модель представляет организацию как некую машину. Она работает по определенному алгоритму. Предполагается, что такая модель наиболее безопасна и эффективна, так как для всех операций разрабатываются правила и нормативы. Механический подход к конструированию обеспечивает условия для того, чтобы управлять организационным поведением. В этом случае все задачи делятся на специальные работы. Каждая задача выполняется в рамках действующих правил. Каждая структура организации рассчитана на то, чтобы выполнять работы под руководством ответственного лица.
Механистическая модель используется тогда, когда необходимо конструировать организацию со стабильной средой.
Органическая модель необходима тогда, когда создается организация с высоким уровнем адаптивности. В этом случае правила и процедуры используются ограничено. Это позволяет выстроить более гибкую структуру. Такую модель можно сравнить с оркестром, где каждый музыкант может еще и импровизировать. Отличительными особенностями такой модели являются гибкость, приспособляемость, предоставление возможностей работнику во взаимодействии с организацией. Модель способствует поддержанию и созданию у работников чувства значимости, личного достоинства. Процессы принятия решений в организации децентрализованы, причем это происходит на всех уровнях.
Различия между этими моделями заключаются в том, что первая модель делает упор на эффективность и производительность, а вторая - на развитие и гибкость. И то, и другое влияет на проявление сотрудника в условиях организационной среды. Сегодня руководители могут выбирать совершенно разные модели, либо сочетать их между собой для достижения наилучшего результата в заданных условиях.
Анализ организации
Поведение организации, как уже было описано выше, подвергается влиянию различных факторов, которые учитываются в анализе ее деятельности. Факторы воздействуют напрямую или косвенно. Управляющему персоналу очень важно определить проблемные точки, которые мешают организации развиваться и достигать поставленных целей. На основе анализа строится стратегическое планирование, вырабатываются принципы управления поведением предприятия.
Ученые по-разному определяют важные точки. Среди них выделяют цели организации, модель, структуру, культуру, коммуникации, мотивацию, оценку результатов труда, вознаграждение, стиль руководства, управление нововведениями и другое.
Организация создается для того, чтобы выполнять определенную миссию. Считается, что именно миссия формирует единое целостное пространство и поддерживает направление развития предприятия. Она поддерживает ориентиры для определения целей, стратегии, влияет на имидж, становится основной для организационной культуры.
Стратегические цели и вопросы при анализе организации необходимо определить заранее. Это позволит сформировать базу для изучения и исследования. Примером элементов исследования могут быть рост, позиция среди конкурентов, прочность положения фирмы. Так же учитываются факторы доступности ресурсов, потому что от этого зависит стоимость производства, а значит, конечный результат деятельности.