Понятие и цель ведения налогового учета на предприятии
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
Налоговый учет на предприятиях ведется с целью группировки максимально полной и достоверной информации о порядке учета в налогообложении за отчетный период и обеспечение данной информацией внешних и внутренних пользователей осуществляющих контроль за верностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет страны.
Система налогового учета организуется в индивидуальной форме, лицом, заведующим учетной политикой на предприятии самостоятельно и закрепляется в учетной политике. При его организации необходимо опираться на принципы и правила налогового учета, осуществлять его ведение последовательно в каждом отчетном периоде.
Задачи и принципы налогового учета
К основным задачам организации налогового учета относятся:
- Избежание отрицательных результатов хозяйственной деятельности;
- Принудительный порядок ведения;
- Контроль за соблюдением действующего законодательства и внутрифирменной политики.
Основополагающие принципы:
- Обособленность имущества (обособленность имущества с учетом амортизации);
- Непрерывность работы (интервалы в ведении учета отсутствуют);
- Принцип начисления (разбиение отчетных периодов на определенные промежутки времени);
- Последовательность (применение налоговых норм и правил должно осуществляться постоянно и в каждом периоде);
- Равномерность доходов и расходов (отражение всех уплачиваемых налогов за каждый период).
Данные и регистры налогового учета
Данные налогового учета – данные, учитываемые в учетных таблицах и бухгалтерских сводках группирующих информацию об объектах налогообложения.
Данные учета формируются непрерывно и в хронологическом порядке. Аналитический учет должен в полной мере раскрывать информацию об объекте анализа.
Регистры налогового учета – аналитическая информация сгруппированная с целью систематизации и накопления первичных данных налогового учета, используемых при расчете налоговой базы.
Аналитические регистры должны вестись на бумажных или электронных носителях в специальном формате. Форма регистров и способы защиты данных разрабатываются предприятием самостоятельно.
Налоговая база
Налоговая база – характеристика объекта налогообложения в стоимостной или любой иной форме.
Согласно Налоговому кодексу, расчет налоговой базы должен включать:
- Период вычисления;
- Сумму доходов от реализации за отчетный период;
- Сумму расходов, уменьшающих прибыль фирмы за отчетный период;
- Прибыль от реализации;
- Сумму внереализационной прибыли;
- Итоговое значение налоговой базы.
Анализ налогового учета
Анализ в налоговом учете – оценка достоверности и полноты сведений, содержащихся в налоговых отчетах, степень их пригодности в удовлетворении информативности пользователей.
Посредством анализа налоговых отчетов производится оценка текущего финансового состояния организации и сравнение данных с прошлыми периодами деятельности с точки зрения способности предприятия осуществлять свои обязанности по покрытию бюджетных обязательств. Анализ налоговой отчетности дает возможность оценить влияние налогов на деятельность организации и выявить существующие ресурсы повышения ее эффективности.
Цель анализа – выявление резервов поддержания и повышения эффективности в деятельности по поводу формирования и погашения налоговых обязательств.