Понятие спроса
Спрос – это потребность и готовность покупателей приобрести существующий на рынке объем благ по текущей цене.
Спрос показывает соотношение между ценой и количеством готовой продукции. Между понятием спрос и величина спроса есть существенное различие. Спрос описывает совокупную потребность общества в благах. Величина спроса привязана к цене на благо. Она может изменяться в зависимости от колебания цен. Получается, что спрос описывает лишь потребность, а величина показывает зависимость потребности от текущего уровня цен.
Помимо цены на уровень спроса могут влиять различные факторы, среди которых выделяют:
- Гендерную принадлежность покупателя.
- Ожидания потребителей.
- Уровень цен на товары-субституты
- Эффективность рекламной и маркетинговой кампании.
Исследование спроса осуществляется через анализ факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на него. При этом важно учитывать покупательную способность индивида. Совершая выбор в пользу того или иного блага, потребитель рассчитывает на определенную сумму денег. Изучение спроса является одной из первостепенных задач экономического анализа. Понимание потребности общества в готовой продукции и услугах заложено в мерах экономической политики и преобразований в национальной хозяйственной системе. Поведение потребителей важно для предприятий и индивидуальных предпринимателей. Зная потребности покупателей, субъекты хозяйствования могут вносить изменения в производственный процесс, маркетинговые мероприятия.
Сегодня определяющими факторами рынка являются спрос и поведение потребителей. Домашние хозяйства не будут покупать товары, в которых не испытывают потребности, поэтому предприятиям не выгодно производить такие блага. Рыночное предложение всегда ориентировано на спрос, а информация о потребительском поведении оказывает воздействие на производство и национальную экономику в целом.
Факторы совокупного спроса
Различие макро- и микроэкономики состоит в том, что макроэкономика рассматривает совокупные объекты, оперирует агрегированными величинами. Под совокупным или агрегированным спросом понимается общий спрос на готовую продукцию национального рынка, который возникает среди всех субъектов экономики. Под совокупным покупателем понимается все количество домашних хозяйств, предприятий, иностранных субъектов и государство. Кривая совокупного спроса описывается следующим уравнением:
$AD = I + G + С + Xn$, где:
- $AD$ – совокупный спрос,
- $G$ – государственный спрос,
- $I$ – спрос фирм,
- $C$ – спрос, образуемый домашними хозяйствами,
- $Xn$ – спрос иностранных субъектов.
Совокупный спрос показывает зависимость между внутренним валовым продуктом и общим уровнем цен в стране. Закон спроса распространяется и на его агрегированное состояние. Чем выше цена, тем ниже объем потребления, и наоборот.
На совокупный спрос влияют ценовые и неценовые факторы. К неценовым относят наличие товаров-заменителей, инфляционные и экономические ожидания потребителей, тенденции моды, вкусовые предпочтения покупателей. Среди ценовых выделяют:
- Уровень цен. Он является исходным фактором, влияющим на решение покупателя об участии в сделке.
- Эффект Пигу. При сохранении текущего уровня цен и росте доходов потребителей, формируется излишек средств, на которые они могут приобрести дополнительный товар. Соответственно, покупатели чувствуют себя богаче.
- Эффект Кейнса. Рост процентной ставки приводит к уменьшению потребления и росту сбережений. Когда процентная ставка падает, домашние хозяйства начинают больше тратить, предприятия инвестируют, а значит, увеличивается совокупный ВВП.
- Эффект Мандела-Флеминга. Рост цен на отечественную продукцию переориентирует спрос в пользу импортных товаров. Происходит снижение чистого экспорта, а доля импорта растет и наоборот.
Таким образом, совокупный спрос привязан к колебанию цен. Изменения могут коснуться процентных ставок, уровня доходов потребителей, цен на продукцию внутренних производителей.
Динамика совокупного спроса в России
Совокупный спрос изменяется под влиянием многих факторов. Так по прогнозам Минэкономразвития России в 2019 году наметились следующие тенденции:
- Темпы роста ВВП составили 1,3%
- Номинальный ВВП снижается.
- Снижение доходов
- Уменьшение расходов.
Вышеперечисленные тенденции ведут к сужению внутреннего совокупного спроса. Макроэкономические исследования за первое полугодие 2019 года показали, что реальный располагаемый доход населения снизился до 0,1%. Очень низкий внутренний спрос привел к уменьшению внутреннего потребления, следствием чего стало снижение объемов продаж в розничной торговле с 1,6 до 1,3%. В 2020 году этот показатель претерпел изменения с 2% до 0,6%. Несмотря на то, что правительство России прогнозировало период адаптации экономики к сложившимся условиям, общий тренд показывает ухудшение.
Банк России продолжает увеличивать процентную ставку, что сдерживает инвестиционную деятельность компаний, а также заставляет домашние хозяйства копить сбережения. Рост ставки был вызван увеличением НДС, в целях удержания приемлемого уровня инфляции. Рост доходов населения так же замедлился. Положительные темпы сохранились лишь в секторе потребительского кредитования.
Рост потребительского кредитования на фоне общего снижения доходов опасен тем, что может возникнуть ситуация невозврата средств банкам. Отсюда возникает макроэкономический риск финансового кризиса в банковской системе России. Так же происходит снижение спроса со стороны иностранных покупателей на энергоресурсы. Это связано с падением цен на нефть. Все вышеперечисленные тренды показывают, что темпы роста ВВП в 2020 году замедлились.
Считается, что снижение объема потребительского кредитования будет способствовать переливу средств в реальный сектор и благоприятствовать инвестиционной деятельности предприятий, что сможет оживить экономику. Прогнозируемые темпы роста инвестиций до 2024 года составляют 5-6%. Однако, структура инвестиций ухудшается.