Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Продовольственный рынок в России

Определение 1

Продовольственный рынок – это целостная изменчивая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, ориентированная на достижение равновесия стремлений, интересов и потребностей потребителей и производителей в определении ценовой политики, объемов производства и сбыта, структуры рынка и его ассортимента.

Структура продовольственного рынка и его виды

Особенностями данного типа рынка является его ориентация на удовлетворение повседневного спроса потребителей в продовольственных товарах.

Специфическими свойствами продовольственного рыка являются:

  • реализация товаров первой необходимости – жизненно важных, ориентированных на удовлетворение первичных потребностей;
  • отношение данного рынка к сфере экономических, социальных, политических интересов;
  • реализация продукции, не ориентированной на долгосрочное хранение;
  • высокий уровень взаимозаменяемости продукции рынка с низкой эластичностью по отношению к доходам.

Продовольственные рынки бывают различных видов. Их выделение реализуется по различным основаниям:

  1. По объектам предложения выделяют рынки зерна, рынки мяса, рынки молока и др.
  2. По пространственному расположению рынки делятся на местные, региональные, национальные и мировые.
  3. По степени ограничения конкуренции рынок может быть монополистическим олигополистическим, монопсоническим, свободным и смешанным.
  4. В зависимости от объемов реализации рынок бывает оптовым и розничным.
  5. Исходя из степени переработки продукции выделяют сырьевые рынки, рынки готовой продукции, рынки полуфабрикатов.

Кроме того, в рамках продовольственных рынков выделяют субрынки и отдельные рыночные сегменты.

По своей структуре продовольственный рынок представляет собой совокупность следующий компонентов:

  1. Спрос - это платежеспособная потребность потребителей в приобретении продуктов конкретного типа. Спрос отражает готовность к покупке товаров, предлагаемых на рынке в конкретный временной период, по установленным ценам и условиям.
  2. Предложение – стремление продавцов к реализации товаров по определенным ценам и в определенном объеме. Предложение отражает именно готовность к реализации продукции конкретного вида и по конкретным ценам.
  3. Цена – выражение стоимости продовольственных товаров в денежной форме. Цены на продовольственные товары имеют свойства отклоняться от стоимости. Цены растут пропорционально росту спроса и обратно пропорционально росту предложения продовольственной продукции.
  4. Конкуренция – это противостояние продавцов, применяющих различные методы привлечения потребителей для реализации большего объема товаров по желаемым ценам. Она выступает механизмом согласования спроса и предложения.
« Продовольственный рынок в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Функциональная роль продовольственного рынка

Основными функциями продовольственного рынка являются:

  1. Рациональное распределение и применение производственных ресурсов. Производство ориентируется на рыночный спрос, а также необходимость получения конкурентных преимуществ, что стимулирует применение наиболее рациональных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более совершенных технологий.
  2. Контроль объемов совокупного выпуска. Рынок определяет объемы производства по данным спроса.
  3. Обеспечение признания общественного характера труда. Именно продовольственный рынок позволяет дать оценку производственных издержек: их рациональности, необходимости и оптимальной величины.
  4. Рост качества продовольственной продукции. Для получения конкурентных преимуществ и достижения рентабельности деятельности предпринимателям необходимо выпускать на рынок качественные товары. Также, качество продовольственных товаров регулируется государством и нормами права. Продукция должна соответствовать экологическим требованиям, быть безопасной для граждан, соответствовать Гостам.
  5. Обеспечение стабилизации цен на продовольственные товары.
  6. Содействие ускорению научно-технического прогресса, поскольку, только используя достижения науки и прогрессивные технологии можно увеличить производство продукции, поднять ее качество и сократить затраты.
  7. Санирующая функция. Она связана с отбором полезных и перспективных хозяйствующих субъектов для дальнейшего роста и развития деятельности
  8. Открытие возможностей для национальных производителей интеграции в систему международного разделения труда и завоевание места в рамках мирового рынка продовольственной продукции.

Текущая динамика развития продовольственного рынка

Продовольственный рынок занимает, пожалуй, самое важное место в структуре рыночной системы национальной экономики. Это обусловлено тем, что на нем реализуются товары первой необходимости.

Для потребителя рынка продовольственных товаров важное место имеет их достаточное количество и оптимальное качество, широкий ассортимент, товары-заменители, доступный уровень цен.

На сегодняшний день, рынок продовольственных товаров развивается в условиях постоянно увеличивающегося количества ограничений – санкций иностранных государств, касающихся запретов на импорт продукции в Россию и экспорт товаров национального хозяйства.

Плюсом продуктовых санкций для отечественных продовольственных компаний стало снижение конкуренции и упрощенный доступ в крупные торговые сети.

Девальвация рубля привела к повышению конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем рынке и снизила объемы импортного потребления. При этом, нас сегодняшний день наблюдается кризисное экономическое состояние, приведшее к снижению покупательной способности населения, высокому уровню инфляции. Рост цен на продовольственные товары обуславливает снижение объемов потребления по ряду групп товаров. Импортозамещение не нашло эффективной практической реализации.

Важной тенденцией развития рынка продовольственных товаров является рост торговой наценки в оптовой и розничной сферах. Это является способом минимизации рисков продавцов в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры. В ряде случаев разница между отпускной и конечной ценой отечественной продукции составляет 200 %.

Дата последнего обновления статьи: 19.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot