Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модель принятия решений в условиях естественной монополии на отраслевых рынках

Сущность естественных монополий и специфика их функционирования

Определение 1

Естественная монополия – это особая рыночная структура, при которой экономически целесообразно наличие единого производителя, обеспечивающего весь рынок конкретным товаром, которому нет заменителей.

Функционирование естественных монополий обусловлено отсутствием продуктов-заменителей. Именно это исключает наличие конкурентов у монополиста.

Естественные монополии обладают чистой монопольной властью на рынке. Они занимаются производством и реализацией продукции особого вида, которая не имеет аналогов и альтернатив. Чтобы естественная монополия сохранила свои позиции требуется наличие высоких барьеров вхождения в отрасль. Новые фирмы не имеют возможности самостоятельного вхождения на рынок, его можно реализовать только при поддержке государства.

Деятельность естественных монополий опирается на следующие условия:

  • положительная экономия на масштабах производства. Эта экономия является огромной. Фирмы реализуют выпуск огромных объемов продукции, обеспечивая удовлетворение спроса всех потребителей. Это позволяет минимизировать издержки производства;
  • кривая индивидуального спроса естественного монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т. е. имеет отрицательный наклон;
  • возникновение естественных монополий является обусловленной необходимостью;
  • обеспечение полноценного удовлетворения спроса на конкретный товар или услугу;
  • наличие технологических особенностей производственной деятельности;
  • необходимость регулирования и регламентирования деятельности со стороны государства, поскольку при ином раскладе возможно неэффективное ценообразование.

Естественные монополии бывают различных видов:

  1. Природные монополии. Их деятельность сопряжена с добычей и обработкой природных ресурсов. Это может быть добыча полезных ископаемых. Деятельность таких монополий, также, опирается на эффект масштабирования или необходимость использования нестандартных технологий деятельности, которые не могут быть реализованы без наличия определенных условий, ресурсов и государственной поддержки.
  2. Технико-экономические монополии. Возникновение данных монополий является следствием технологических особенностей деятельности. Примерами таких монополий являются РДЖ, электросети.
  3. Отраслевые монополии. Их деятельность имеет определенную направленность и сопряжена с той или иной отраслевой спецификой. Такие монополии могут реализовывать деятельность в сфере транспортных перевозок, электросвязи, телекоммуникаций, энергетики, почтового сообщения.
«Модель принятия решений в условиях естественной монополии на отраслевых рынках» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Существует и иная классификация естественных монополий. Она реализуется по признаку самостоятельности ценообразования. В соответствии с ним выделяют два вида монополий:

  1. Сильные естественные монополии.
  2. Слабые естественные монополии.

Сильные естественные монополии ориентируются в своей деятельности на снижение средних издержек, тогда как слабые естественные монополии занимаются увеличением средних затрат, независимо от того, связаны они с ростом прибыли или нет.

Слабые естественные монополии в большей степени подвержены риску неустойчивого финансового положения и проникновению в отрасль других фирм, которые обеспечат подрыв конкурентных преимуществ данной. Именно слабые естественные монополии в большей степени нуждаются в государственном регулировании объемов их производства и ценообразования.

Возникновение и функционирование естественных монополий обусловлено тем фактом, что конкуренция в некоторых отраслях экономики считается социально нежелательной, в силу того, что наличие большого числа фирм приведет к ненужному дублированию их деятельности и применению дорогостоящего оборудования, которое характеризуется сложностью и долговременностью установки и введения в эксплуатацию.

Поведение естественных монополий на отраслевом рынке

На отраслевых рынках поведение естественных монополий имеет свою специфику.

Вариативность поведения фирм зависит от того, в течение какого временного периода реализуется деятельность. На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного размера, причем число фирм в отрасли также фиксировано. Фиксированный размер предприятий обязателен в модели краткосрочной деятельности.

Что касается долгосрочной деятельности, то каждый хозяйствующий субъект имеет возможность выбора масштабов своей деятельности. При этом, выбор масштабов деятельности обусловлен ее спецификой. Естественные монополии могут оперировать масштабами производства только в отдельных случаях. Зачастую, масштабы деятельности координируются государством.

Специфическими аспектами ценообразования естественных отраслевых монополий являются:

  • естественная монополия максимизирует прибыли при соблюдении условия равенства выпуска предельных издержек предельной величине прибыли: МR=МС;
  • установление цен естественной монополии зависит от высоты кривой спроса в точке выпуска, обеспечивающей получение максимальной прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек (Р>МС) и выше средних общих издержек (Р>АТС). Это обеспечивает получение монополистом прибыли в краткосрочном периоде;
  • отсутствие стабильной кривой предложения естественного монополиста в силу возможностями оперирования объемами производства и полным контролем над ценами в рамках отдельной отрасли;
  • реализация политики «ценовой дискриминации». Естественный монополист устанавливает разные цены для разных групп потребителей. При этом цены для каждой группы устанавливаются на максимально высоком уровне т.е. таком уровне, который готовы заплатить за конкретные продукты или услуги потребители определенного класса;
  • долгосрочный период деятельности естественного монополиста характеризуется высокой рискованностью. Это особенно касается слабых естественных монополий. Также, в долгосрочном периоде прибылям монополистов угрожает государственное ценовое регулирование.

Таким образом, специфика поведения естественной монополии на отраслевом рынке проявляется в возможности максимизации прибыли только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде монополисты, в большинстве случаев, получают среденеотраслевую или несколько выше среденеотраслевой прибыль, но не максимальную.

Дата последнего обновления статьи: 20.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot