Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Монополия и конкуренция в российской экономике

Все предметы / Экономика / Монополия и конкуренция в российской экономике
Содержание статьи

Конкуренция в экономике

Определение 1

Конкуренция – это вид экономического соперничества между субъектами хозяйствования за доступ к ресурсам или рынкам сбыта.

Рыночная экономика допускает существование различных форм собственности и видов деятельности. В ней каждый субъект стремится реализовать собственные интересы. В какой-то момент интересы участников рынка начинают пересекаться и возникает конкурентная борьба. Экономика рассматривает конкуренцию в 4 аспектах. Она создает единые правила для всех участников, что повышает качество состязательности на рынке. Так же конкуренция выступает в качестве саморегулирующего механизма и выступает критерием определения типа отраслевого рынка.

Идеальной моделью конкурентной борьбы является совершенная конкуренция. Ее характеристики:

  1. Множество продавцов и покупателей.
  2. Низкие барьеры входа и выхода.
  3. Ограничение государственного вмешательства в процессы.
  4. Свободное ценообразование.
  5. Отсутствие влияния со стороны продавцов или покупателей.

Совершенная конкуренция в реальности не существует. Создать ее практически невозможно. Однако, в принимаемых решениях экономисты часто ориентируются на параметры совершенной конкуренции как эталона для формирования представления о структуре, к которой стоит стремиться. В практической деятельности встречается несовершенная конкуренция и ее формы. Если соперничество возникает между продавцами, то говорят о монополии, олигополии или монополистической конкуренции. Захват рыночной власти покупателем может сформировать монопсонию, олигопсонию. Субъекты стремятся реализовать свой коммерческий интерес максимально, поэтому захватывают рыночную власть. Как результат появляются формы рынка, где один, несколько игроков диктуют свои ценовые условия и регулируют объем сбыта.

Монополия

Определение 2

Монополия – это такое состояние рынка, при котором один игрок обладает всей полнотой рыночной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, он может регулировать уровень цен, либо объем выпуска. Покупатели будут вынуждены подстраиваться под условия монополиста, потому что альтернативы предлагаемому им продукту просто не существует. Некоторые монополии возникают вследствие получения авторского права, патента, торгового знака, лицензии, иногда они создаются государством искусственно. Естественные монополии возникают в отраслях, где услуга требует масштабного производства, но будет неэффективна, если существует конкуренция.

Если у монополиста все-таки появляется конкурент, то за счет своего устойчивого положения на рынке он может использовать политику демпинга и все равно выйдет в прибыль со временем. Конкурент выйдет из рынка, так как ему нечем будет покрывать расходы.

Факторами монополизации принято считать:

  1. Стремление к получению монополистической прибыли.
  2. Высокие постоянные издержки.
  3. Наличие законодательных барьеров.
  4. Особенности внешнеэкономической политики.
  5. Процесс слияния или поглощения фирм.

Помимо естественных монополий существуют государственные закрытые и открытые, чистые монополии, конгломераты, концерны, картели, синдикаты. Часть этих объединений запрещена в странах с развитой экономикой для поддержания нормальной конкурентной борьбы. Но в некоторых странах картели являются единственными источниками дохода большей части населения.

Монополист склонен манипулировать рынком, но у его власти тоже есть предел. Равновесная цена устанавливается и в условиях монополии. Фирме важно знать свои предельные издержки, чтобы применять дифференциацию цен. Если этого не произойдет, то рост объема продаж будет сопровождаться снижением цен и сокращением предельного дохода быстрее, чем будут снижаться цены.

Монополия и конкуренция в российской экономике

Регулированием конкуренции в России занимается Федеральная антимонопольная служба. Ею принимаются законодательные акты, влияющие на работу монополий. Основная задача – поддержка справедливой конкурентной борьбы с целью обеспечения экономического роста и развития.

Одним из новых направлений в работе ФАС является упразднение закона о естественных монополиях. Его хотят заменить на комплексную конструкцию для регулирования всей системы монополий. Еще одним новшеством стал отказ от запрета перехода из естественных монополий в состояние конкуренции. Анализ конкуренции на товарных рынках показывает, что во многих сферах российской экономики соперничество только усиливается.

ФАС предлагает дать новое определение естественным монополиям, тем самым закрыть возможность произвольного расширения сфер. В результате количество естественных монополий должно сократиться с 14 до 8. Предполагается, что сокращение произойдет в сфере работы портов, аэропортов, внутренних водных путей, услуг почтовой связи. Те компании, которые потеряют статус естественных монополий, продолжат работать по тем же правилам, что и ранее, если конкуренция в сфере их работы не сложится. Правительство получит возможность дерегулировать монополию в зависимости от сложившейся ситуации. Если на рынке есть потенциал для развития конкуренции, то естественная монополия может быть полностью дерегулирована.

При этом сохранится доступ недискриминационного характера к услугам монополий. Сделки можно будет не согласовывать, продолжат действовать только общие правила. Результатом изменения закона станет снижение нагрузки на контролирующие органы, создание условий для нормальной конкуренции, появление новых игроков на рынке. Как следствие, рост качества товаров и услуг, расширение их ассортимента.

На данный момент естественные монополии охватывают около 6000 предприятий. Демонополизация этой части экономики высвободит большое количество производственного потенциала и мощностей, что под эффективным руководством может дать более высокие результаты.

Антимонопольная служба в России регулирует работу крупных компаний с целью сохранения приемлемого уровня цен на услуги. Разногласия с другими ведомствами урегулированы, поэтому проблем с принятием закона возникнуть не должно.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис